Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

М. В. ЛОМОНОСОВ

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

1

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне — дна.

 

2

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

 

3

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

 

4

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

 

5

О вы, которых быстрый зрак            

Пронзает в книгу вечных прав,            

Которым малый вещи знак    

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет, —          

Скажите, что нас так мятет?

 

6

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

 

7

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

 

8

Сомнений полон ваш ответ              

О том, что окрест ближних мест.             

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?            

Несведом тварей вам конец?    

Скажите ж, коль велик Творец?

        

Комментарий. Уже в самом начале этого стихотворения привлекает не только четкая ритмическая организованность строфы, ударение на последнем слоге (мужская рифма), но и более близкая к народной речи лексика.

Ломоносов считал, что нельзя искажать слова путем неестественного переноса ударений в угоду силлабическому строю стиха.

Тоническое стихосложение дало возможность привести естественную форму слова в соответствие с ритмом. Кроме того, поэта вдохновила совершенно новая для поэзии того времени тема — научное познание беспредельного мира. Созерцая потрясающее величием Божье творение — Вселенную, поэт чувствует себя не ничтожным в своем непонимании, а мыслящим и способным понять законы сотворения мира.

В стихотворении делается вывод, утверждающий возможность познания человеком высших законов мироздания: «Скажите ж, коль велик Творец?» То есть поэт уравнивает величие и гармонию созданного Творцом мира и всепроникающую мысль человека.





загрузка...