загрузка...

Справочник по русской литературе XII-XX веков

Твардовский Александр Трифонович 1910–1971 

Василий Теркин 

Поэма «Василий Теркин» по жанру – сплав эпоса и лирики, юмора и патетики, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией.

Главные герои: автор-рассказчик, Василий Теркин и др.

Поэма Твардовского имеет свободный сюжет, позволяющий включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла.

Особенностью поэмы является то, что она включает 29 самостоятельных глав, связанных между собой образами автора-рассказчика и Василия Теркина.

Автор, описывая войну, подчеркивает, что те, кто отправился на подвиг, – не герои от рождения, это обычные молодые ребята:

Поглядеть – и впрямь – ребята!

Как по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

Некоторые впервые участвуют в военных событиях: «Желторот этот стриженый народ». Но отсвет героизма лежит на их лицах. И речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошедших столетий:

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы,

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

Что путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат.

Автор-рассказчик в полушутливой форме говорит об участии Теркина в войне.

Кульминацией, мажорной нотой главы являются слова:

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ…

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе – это мы,

Твой народ, Россия.

Теркин полушутя полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна бравому воину, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение, как он героем будет держаться с односельчанами, рассказывая о войне, о своих подвигах. И никто бы не осудил героя за хвастовство:

И явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек»…

…И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только б слушали девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

Беспечным, лукавым весельчаком выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурящих фронтовых друзей. Атмосфера молодого веселья сменяется возвращением к суровой реальности:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе этой веселой сценки.

Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком, а не просто воином. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.

Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия и начинается лихая солдатская пляска. Автор очень выразительно дает понять, что никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат.

Хоть бы что ребятам этим,

С места – в воду и в огонь.

Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:

– Забирай, играй в охоту,

В этом деле ты мастак,

Весели свою пехоту… —

– Что вы, хлопцы, как же так?..

– Ничего, – сказал водитель, —

Так и будет. Ничего.

Командир наш был любитель,

Это – память про него.

Этими словами автор подчеркивает, что память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она – в делах и борьбе живых. Так в главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле».

Автор говорит о важных понятиях, используя бытовые примеры:

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить —

Я не спорю – тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

В тоне высокой патетики заканчивает автор главу «Поединок»:

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения характеризуют строки:

На прощанье

Обнялись они, мужчины:

Генерал-майор с бойцом, —

Генерал – с любимым сыном,

А боец – с родным отцом.

Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви: материнской, девичьей, женской… И чем труднее в бою ребятам, тем нежнее они вспоминают о своих матерях, женах, девушках.

Пишет автор и о женщинах, оставленных дома. Он рассказывает об их нелегком труде дома, в семье, на работе:

Жены думают, любя,

Что иное слово

Все ж скорей найдет тебя

На войне живого.

Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор не забывает о Теркине. Он сетует, что Василия никто в дорогу не провожал, но верит, что какая-то девушка еще полюбит его. И просит автор за своего героя:

Полюбите молодца,

Сердце подарите,

До победного конца

Верно полюбите!

Твардовский хотел еще раз подчеркнуть обобщающий образ Теркина – веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся Теркиных хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:

Чуть обидно, да приятно,

Что такой же рядом с ним.

Непонятно, да занятно

Всем ребятам остальным.

Этот спор разрешает мудрый старшина:

Что вы тут не разберете?

Не поймете меж, собой?

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.

Твардовский описывает, как в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Теперь каждый знал о Теркине. Обобщая образ бойца, автор говорит:

Все худое он изведал,

Он терял родимый край

И одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай!

С первых дней годины горькой

Мир слыхал, сквозь грозный гром

Повторял Василий Теркин:

Перетерпим. Перетрем…

Автор с большой любовью относится к своему герою. Он верит и выражает уверенность в том, что благодаря мужеству, находчивости, отваге таких русских солдат, как Теркин, война будет выиграна:

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Теркин, твой солдат.

…Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Обобщая образ героя и автора, Твардовский говорит об их дружбе (героя и автора):

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Подводя итог всей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.

И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX в.

План произведения

1. Герой поэмы произносит монолог, где раскрывает свой характер.

2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.

3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.

4. Теркин ранен. Он попадает в медсанбат.

5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.

6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.

7. Герой поэмы предстает перед читателем в сравнении со стариком, ветераном прошлой войны.

8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить (речь идет о потере Родины).

9. Теркин бьется с немцем один на один.

10. Он из винтовки сбивает самолет.

11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.

12. Теркин среди других солдат ведет бой в болотной местности.

13. Автор описывает мечты героя об отдыхе.

14. Взвод, где служит Теркин, переходит в наступление.

15. Раненый Василий на поле боя разговаривает со смертью.

16. Встреча Теркина со стариком и старухой.

17 Дорога на Берлин, которой идут русские солдаты.

18. Солдаты моются в бане. Их тела украшают шрамы, а гимнастерки – ордена.

19. Автор прощается со своим героем.





загрузка...
загрузка...