Произведения школьной программы по русской литературе за 10 класс в кратком изложении

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

 

 

А. Н. Островский

 

Краткие биографические сведения

Островский Александр Николаевич

1823.31.3(12.4) — родился в Москве в семье чиновника-юриста (мать — родом из низшего духовенства). Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье — особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

1835—1840 — учится в 1-ой Московской гимназии.

1840—1843 — учится на юридическом факультете Московского университета. Курса не окончил.

1843—1851 — служба в московских судах, которая много дала Островскому как писателю. Первые опыты в литературе отмечены влиянием «натуральной школы» («Записки замоскворецкого жителя», 1847).

1847 — первое опубликованное драматическое произведение «Картина семейного счастья» (позднее — «Семейная картина»).

1850 — пьеса «Свои люди — сочтемся» (первоначальное название — «Банкрут»), принесшая писателю известность. Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Пьеса была запрещена к постановке на сцене (впервые поставлена в 1861 г.), а автор по личному распоряжению Николая I отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное».

Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором, Островский активно сотрудничал и как редактор, и как, критик (1850—1851). Входил в так называемую «молодую, редакцию» журнала, с членами которой был связан личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского «Не в свои сани не садись» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины.

Пьесы Островского быстро завоевывают репертуар театров — в течение почти трех последующих десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 — постоянно сотрудничает с «Современником». В годы, предшествующие реформе (отмене крепостного права, 1861), в творчестве усиливаются социальные мотивы, критика существующих порядков («В чужом пиру похмелье», 1855; «Доходное место», 1857; «Гроза», 1859 и др.).

60-е гг. — продолжает развивать жанр, обращается к отечественной истории, создает ряд исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864 и др.). В конце 60-х гг. в творчестве Островского появляются новые типы — типы пореформенной России («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875 и др.). В этих образах показываются новые типы людей — дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов, европеизированных купцов. Почти все драматические сочинения 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки».

1865 — создал Московский артистический кружок.

С 1870 — организатор и предводитель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873 — Островский создает своего рода поэтическую утопию по мотивам русского фольклора «Снегурочка».

В последние годы творчества Островский создает социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878; «Таланты

и поклонники», 1882 и др.). В этих произведениях Островский стремился воплотить «внутреннюю борьбу героев», в некоторых отношениях предвосхищая пьесы Чехова. Драматургия Островского имела решающее значение для становления русского реалистического театра.

1885   — принимает руководство московскими театрами (зав. репертуарной частью).

1886   — умер в с. Щелыково Костромской губернии.

 





загрузка...