Произведения школьной программы по русской литературе за 6 класс в кратком изложении

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ

 

Н. В. Гоголь

Ночь перед Рождеством

 

«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа... Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Вслед за ведьмой летит черт — «спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки... Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды...» Черту удается стянуть с неба месяц, и все погружается в темноту. Черт недолюбливает сельского кузнеца, который к тому же хорошо рисует и расписывает стены в церкви, где картина мучений черта в день страшного суда предстает совершенно ужасной. Чтобы отомстить кузнецу, который ухаживает за девушкой Оксаной, дочерью козака Чуба, черт решает столкнуть кузнеца с ним.

Кузнец Вакула навещает Оксану, зная, что Чуб приглашен в гости. Девушка любуется собой в зеркале. Она капризна, кокетлива, вьет из кузнеца веревки. Среди прочего Оксана задает вопрос, правда ли, что мать кузнеца, Солоха, — ведьма.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков... она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник». Впрочем, приветливее всего Солоха ведет себя по отношению к Чубу, имея на примете его богатое хозяйство.

Заблудившись в темноте (без месяца), Чуб решает «на минутку» забежать к Солохе, поскольку, постучав в свою хату (а в темноте он сомневается, что это его хата), он слышит голос кузнеца. Кузнец прогоняет Чуба, выталкивает его из хаты (потому что в темноте не видит, кто перед ним). Чуб отправляется к Солохе. Навстречу ему попадаются колядующие с мешками. Когда Чуб отдаляется от хаты, девушки вбегают к Оксане. Смешливая красавица хвалит черевики своей подруги, поддразнивая кузнеца, что ей-де некому подарить такие красивые вещи. Вакула перед всеми обещает надеть на Оксану черевики самой царицы. Оксана полушутя обещает выйти за кузнеца, если тот и вправду принесет ей царские черевики.

Черт сидит у Солохи. В дверь раздается стук. Это сельский голова. Черт прячется в мешок. Голова принимается было обхаживать Солоху, как раздается стук в дверь. Голова прячется в мешок. Входит дьяк. Едва он подступает к хозяйке с комплиментами, раздается стук в дверь. Дьяк прячется в мешок. Входит Чуб. Только он собирается присесть за стол и отведать водки, как раздается стук в дверь, а следом голос кузнеца. Испуганный Чуб просит Солоху спрятать его, а та, растерявшись, указывает ему на тот же мешок, где уже сидит дьяк. Чуб прячется. Кузнец решает вынести мешки в кузницу (он думает, там уголь). По пути он вспоминает об Оксане, о том, что он забросил хозяйство из-за нее, что стал сам на себя не похож, что здоровья у него поубавилось от несчастной любви. На улице он вновь сталкивается с молодыми девушками и парубками, видит среди них Оксану. Подойдя к ней, Вакула объявляет, что девушка его больше не увидит и советует ей найти другой объект для своих издевок. Напоследок он громко прощается с друзьями, подразумевая, что сейчас пойдет и покончит с собою. На самом деле Вакула идет к запорожцу Пацюку, который «знает всех чертей на свете», «он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру...» Кузнец заявляет, что ему пришла пора просить помощи у самого черта. Пацюк говорит, что у кузнеца черт за спиною (в мешке). Вакула и вправду ловит за хвост черта, вылезшего из одного из мешков (куда его посадила Солоха). Черт пугается, что кузнец начнет его крестить, и соглашается помочь Вакуле добыть царские черевики. Они летят в Петербург.

Тем временем Оксана размышляет о том, не слишком ли сурово она поступает с кузнецом. Вместе с подружками она находит на улице брошенные Вакулой мешки. Думая, что там подношения, они решают отвезти мешки в хату к Оксане и отправляются за санками. Пока они ходят, на брошенные мешки натыкаются кум и ткач. Они вдвоем несут мешок в дом ткача, там открывают их, и дьяк и Чуб по очереди вылезают из мешка. Девушкам остается только один мешок, в котором сидит голова. Когда они дома развязывают мешок, выходит Чуб. Обнаружив, что в общей сложности Солоха попрятала в мешок троих мужчин, Чуб крепко досадует.

Вакула верхом на черте прилетает в Петербург. Он обращается к своим землякам с просьбой взять его с собой во дворец к царице, куда те отправляются депутацией. Те (с подачи черта) соглашаются. Во дворце растерявшиеся козаки говорят не совсем то, чему учил их князь Потемкин, а в довершении всего вперед выступает Вакула и просит царицу подарить ему свои черевики. Ко всеобщему удивлению царица выносит кузнецу роскошные башмаки. Вакула с чертом пускаются в обратный путь.

Оксане не спится, она думает о кузнеце, о его странных словах, и к утру понимает, что влюблена в него. Рождественским утром Вакула отправляется в дом Чуба и делает предложение. Чуб, памятуя о «вероломстве» Солохи, соглашается. Появляется Оксана, Вакула протягивает ей царские черевики, но девушка бросается к нему и уверяет, что любит кузнеца и без всяких черевиков.

Оксана и Вакула живут счастливо, кузнец красиво расписывает их хату, принимает церковное покаяние (за то, что связывался с чертом), и даром расписывает левое крыло церкви, а также изображает черта в аду, «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

 





загрузка...
загрузка...