10 000 самых лучших сочинений

Л. Н. ТОЛСТОЙ

ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА — ВЕЛИКИЕ И НЕЗАМЕТНЫЕ (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» можно с полным на то правом назвать историческим романом, В основу его легло великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Толстой выступает не только как историк, но и как знаток человеческой психологии. Толстой исторически верно описывает своих героев. В романе в качестве персонажей выступают и реально существовавшие деятели, но они прежде всего люди, поэтому Толстой показывает их переживания, нравственный выбор и жизненные позиции. В романе наряду с людьми, оставившими заметный след в истории, действуют герои малозаметные, но так или иначе приближавшие победу России в Отечественной войне 1812 года. В «Войне и мире» показаны люди различного социального статуса — от императора до простого солдата, которые в единстве и образуют русский народ.

В произведении много место уделено философии самого автора, показаны его взгляды, носителями которых являются герои романа. Толстой рисует не только отдельные характеры, как Достоевский, но человечество в целом и указывает способы влияния на него истории. История у Толстого — это взаимодействие миллионов людей. Отдельный человек, каким бы великим он по социальному положению ни был, не способен повлиять на все человечество. Только во взаимодействии с остальными людьми раскрывается его сущность и значение.

В романе среди прочих действующих лиц изображены два императора — Александр

и Франц-Иосиф. Толстой осуждает Александра за то,, что он окружил себя немецким генералами-теоретиками, которые мало разбирались в военном искусстве. Именно они чуть было не погубили русскую армию. Taк считает Толстой, так считают и солдаты, Свои взгляды на императоров Толстой пытается передать нам через отношение к ним князя Андрея. Эти два императора — заурядные люди, которым судьба дала право распоряжаться судьбами и жизнями многих других людей. Но ни один, ни второй не умеют по настоящему распоряжаться своей властью. Они боятся этой власти и в минуты опасности пытаются передать ее в руки других. Так, Александр передает свою функцию главнокомандующего Бенигсену и другим иностранцам. Князь Андрей считает, что человек, не умеющий правильно распорядиться своей властью, недостоин называться императором. Власть — это ответственность за других людей. Этой ответственности нет ни у Александра, ни у Франца-Иосифа. Но Александр вовремя понимает свою ошибку и передает командование Михаилу Илларионовичу Кутузову. В этом отношении Франц-Иосиф стоит ниже Александра, потому что он не способен осознать свои ошибки и исправить их.

Кутузов в романе противопоставляется Наполеону. Это два великих полководца, стратега, которые стали во главе двух армий — русской и французской. Именно от них зависел итог войны 1812 года. Толстой наделяет Кутузова такими чертами, как мудрость, нравственная сила, патриотизм. С приходом этого человека на пост главнокомандующего изменяется к лучшему состояние войск. Кутузов талантливый полководец, но он также добрый, великодушный и справедливый человек. Эти его качества раскрываются в общении с простыми солдатами. Кутузов способен понять каждого, подбодрить, поддержать боевой дух, вселить уверенность в себе. Его простые, будничные слова, сказанные с теплотой и вниманием, делают гораздо больше, чем высокопарная, вычурная и напыщенная речь Наполеона. Кутузов верит в победу, и эта вера передается всем — от офицера до простого солдата.

Совсем иначе Толстой показывает Наполеона. Автор называет его «палачом народов»; Наполеон выступает наглым и жестоким завоевателем, действия которого противопоставлены всему ходу истории. Наполеон верит не в народ, а в самого себя, он упоен собственной славой и громкими победами. Если Кутузов — патриот, то Наполеон не думает о благе своей страны, для него важнее его собственная слава. Его армия показана как армия мародеров, которые жгли и грабили Москву. За несколько месяцев они не только уничтожили все запасы питания, но и привели в негодность культурные ценности. Толстой рассматривает Кутузова и Наполеона в соответствии со своими философскими взглядами, согласно которым эти два великих полководца действуют так, как им предназначено судьбой. Кутузов олицетворяет собой Добро, Наполеон — Зло. Согласно историческому закону, Добро обязательно победит Зло. Этой миссией Добра и наделен Кутузов. Поэтому Толстой показывает лишь одного Кутузова подлинным гением и великой исторической личностью.

В романе действуют и другие исторические лица, каждый из них выполняет свою роль. Толстой сочувственно относится к генералу Маку. Униженный и разбитый, потерявший свое войско, он приходит к Кутузову. Приходит с непокрытой головой, мокрый и понурый, полностью осознавая свою вину. Кутузов, опытный военноначальник и великий человек, великодушно прощает его. Другого полководца, уже русского, князя Багратиона, главнокомандующий благословляет на подвиг.

Представляя читателю Михаила Михайловича Сперанского, Толстой подчеркивает в его портрете металлический смех и холодные руки. Создается впечатление, что это не столько человек, сколько машина, созданная на благо государства. Его задача — реформировать и обновлять.

В романе живут и действуют не только великие люди. Роль большинства остальных персонажей малозаметна, но не менее важна. Все они несли тяготы войны и трудились для победы. Война заставили пересмотреть свою жизнь и свои взгляды многих людей. По-другому стал смотреть на мир князь Андрей Болконский.  Поначалу князь Андрей жаждал военной славы. Он хотел стать героем, мечтал в одиночку спасти армию. Но получив тяжелое ранение, впервые всерьез задумался о доме, о жене, отце, сестре. Прежде он готов был пожертвовать ими ради героического подвига. Теперь это в прошлом.

В годы войны раскрываются лучшие качества Пьера Безухова: бескорыстие, простота, человечность. Пьер после битвы под Бородином меняет свои взгляды на жизнь. А затем «в плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Пьер перенес вместе со всеми тяготы войны.

Истинное милосердия проявляет Наташа Ростова. При отъезде из Москвы она сбрасывает с подвод собственное имущество, чтобы разместить на них раненых.

А вот портрет Тушина: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер, без сапог, в одних чулках». Во время войны этот «маленький человек» делал великое дело. Сам Толстой любуется Тушиным. Эту незаметную фигурку со всех сторон окружают широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, оказывается рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед, под самый огонь и, «выглядывая из-за маленькой ручки», командует батареей. «"Еще две линии прибавь, как раз будет", — закричал он тоненьким голоском». Тушин робок и застенчив. Однако тактические решения, принятые Тушиным, заслуживают решительное «хорошо!» князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой. Героическая личность Тушина раскрывается только в бою. Не зря Болконский на военном совете говорит, что успехом дня русские войска обязаны «более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина».

Нельзя не вспомнить о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве. Тихон, рискуя жизнью, активно участвует в партизанском движении, отважно действует в тылу врага. Платон Каратаев очень религиозен, это позволяет ему философски относиться к смерти и стойко переносить все тяготы и лишения в плену.

Ряд народных представителей, которые делали свое «незаметное» каждодневное дело, можно продолжить. Такими героями являются Лаврушка, сумевший посмеяться над самим Наполеоном, и, смелый Данила, доезжачий графа Ильи Андреевича. Это и армейский офицер Тимохин — выходец из народной среды, он по-солдатски просто смотрит на вещи. Незаметный, но подлинный героизм этих людей был естественным проявлением их высоких нравственных качеств. В изображении Толстого — они такое же воплощение народно-национальной стихии, как и Кутузов. Они выражают саму суть русской армии.

Из военных в романе представлены все — от безымянного солдата-патриота, почувствовавшего Москву за собой, до императора. Но и военные рассматриваются по двум линиям; одна связана с воинскими трудами и подвигами, с простотой и человечностью взглядов и отношений, с честным выполнением долга; другая — с миром привилегий, блестящих карьер, «рублей, чинов, крестов» и вместе с тем трусости и равнодушия к делу и долгу. Именно так обстояло дело и в реальной исторической военной жизни того времени.

Закончить я бы хотела словами Л. Н. Толстого, сказанными в эпилоге: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Это замечание можно отнести как к персонам историческим, так и к простым людям.