АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

«Дума»

 

История создания.

Стихотворение было написано в 1838 году и напечатано в «Отечественных записках» за 1839 год, оно было включено в сборник «Стихотворения М. Лермонтова», который вышел в 1840 году. Стихотворение «Дума» стало итогом размышлений поэта о своем поколении, начатых в стихотворениях «Монолог», «Поверь, ничтожество есть в мире...», «Бородино» и многих других. Некоторые мысли и строки непосредственно перешли из ранней лирики Лермонтова (стихотворения «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надежд...») в это произведение. «Дума» имела широкий резонанс в обществе и получила высокую оценку в критических статьях В.Г. Белинского. «Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостью стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергией благородного негодования и глубокой грусти» — так писал критик о стихотворении Лермонтова «Дума».

 

Жанр и композиция.

«Дума» представляет собой особый поэтический жанр, привнесенный в русскую литера туру поэтами-декабристами. Он связан с гражданско-патриотическими мотивами, как «Думы» К.Ф. Рылеева («Олег вещий», «Святослав», «Смерть Ирмака» и др.). Лермонтов воспользовался этой уже сложившейся жанровой формой, но включил в нее не только гражданское, но и философское содержание, близкое философской элегии. Кроме того, здесь явно чувствуется и исповедальное начало, роднящее это стихотворение с лирической исповедью, так популярной у романтиков.

В соответствии с жанром «Дума» построена на основе развития мысли: сначала высказывается тезис (1-е четыре строки), в котором автор от своего лица (используется форма 1-го лица единственного числа «я») говорит нелицеприятные слова о своем поколении. Эти начальные строки соотносятся с последними восемью, где также речь идет о будущем поколения, но уже как обобщение, в которое автор вводит и самого себя, используя местоимение «мы». Так создается обрамление по смыслу, но включающее итог проведенного в стихотворении анализа того, что составляет суть-современного поэту поколения.

Такое построение помогает наиболее адекватно выразить авторскую мысль. Вначале, говоря о своем поколении, поэт стремится к объективной оценке, но, остро ощущая связь с современниками, он судит не только их, но и самого себя — отсюда переход к форме первого лица множественного числа:

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом...

 

Однако позиция лирического героя неоднозначна: с одной стороны, пороки поколения — эго его собственные пороки, но с другой — лирический герой выступает как поэт, и как поэт он стоит

выше своего поколения, имеет право судить о нем, давая беспристрастный анализ главных пороков своих современников, определяя место своего поколения в истории России. Именно такая общая объективная оценка от 3-го лица дается в первых четырех строках стихотворения:

 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

 

В этих строках выражен тот тезис, доказательством которого служит все последующее развитие мысли стихотворения. Лермонтов как бы прослеживает всю жизнь человека своего поколения от рождения до смерти. Лишь в заключительном восьмистишии он вновь дает общую оценку поколению с точки зрения будущего, но здесь уже «я» и «мы» оказываются нераздельны.

 

Основные темы и идеи.

В этом произведении Лермонтов выразил драму своего поколения, затерянного на перепутьях истории. Условия николаевской России 1830-х годов сформировали гений Лермонтова, гордый и мятежный, даже о покое мечтающий только в «бурях». Но те же условия привели его поколение в состояний глубокого социального пессимизма, скепсиса, неверия в свои силы и возможности. Во многом эти черты поэт находит и в себе самом, проводя в «Думе» беспощадный анализ своего поколения и самого себя как его части.

Главная тема стихотворения — осмысление места и роли своего поколения в истории страны, а его основная идея — пессимистическая оценка своего поколения как не исполнившего своей миссии в истории, а потому это «потерянное» поколение. Эта мысль доказывается всем ходом развития размышлений лирического героя стихотворения, насыщенного высоким гражданским пафосом.

С первых же строк задается грустная тональность размышлений — только печаль может вызвать дума о судьбе своего поколения, поскольку, с точки зрения поэта, у него нет будущего — оно «иль пусто, иль темно». Почему же так происходит? Для активного, деятельного духа лермонтовского лирического героя только такая оценка возможна тем, кто пассивен и нерешителен, бездействует, находясь «под бременем познанья и сомненья». В размышлениях над этим вопросом сливаются гражданская и философская тематика. Почему для автора познание оказывается весьма сомнительным? Именно «бремя», а не радость познания отмечает поэт, потому что это познание не ведет к определению активной жизненной позиции, а лишь вызывает скепсис и сомнения во всем. Такое состояние тягостно и для отдельного человека, но для поколения — это настоящая трагедия. Где же ее истоки?

Объяснение мы находим во втором четверостишии, где говорится об «отцах». Так в стихотворение входит тема отцов и детей, но рассмотренная не в личном, а в общественном плане, с гражданских позиций. Очевидно, речь вдет о том поколении, которое сформировало декабристское движение. Но для тех, чья юность пришлась на 1830-е годы, прежних идеалов уже не существовало: исторический опыт декабристов показал безрезультатность их попыток что-то изменить в российской действительности. Более того, после взлета периода надежд и ожиданий наступило тяжкое разочарование, а в общественной жизни усилилась позиция консервативных сил. С этим связаны понятия «ошибки отцов» и их «позднего ума», то есть пересмотра своих прежних позиций.

Это вызывает размышление поэта о целях и смысле жизни. Оказывается, что поколение, пришедшее вслед за «отцами», утратило прежние ориентиры, а новых целей у него нет. В результате жизнь их «томит», ощущается, «как пир на празднике чужом». Это сравнение очень ярко и живо рисует состояние неприкаянности поколения, утратившего основы жизни. Для Лермонтова жизнь без борьбы — это и есть увядание, а не расцвет, как должно быть в период молодости, полноты сил. Оно приводит к нравственному оскудению («к добру и злу постыдно равнодушны»), трусости и рабской покорности обстоятельствам. «Позорно-малодушными», «презренными рабами» называет своих современников Лермонтов. Эта уничижающая характеристика получает объяснение в последующих строках, где поэт рассматривает самые разные из возможных жизненных целей. Ни одна из них не может определить и сделать осмысленной, полноценной жизнь его современника: слишком рано ему довелось испытать разочарование. В результате все последующее становится уже скучным и ненужным. Не помогает сделать жизнь наполненной и интересной ничто: наука оказывается «бесплодной» и только «иссушает ум»; страсти «осмеяны», потому что в подлинное чувство никто не верит; а «чаша наслажденья»

уже пресытила их, как и «мечты поэзии, создания искусства», которые не могут вызвать настоящего «восторга» — от него сохранился лишь жалкий «остаток чувства», который к тому же оказывается «бесполезным кладом».

Как можно назвать такое состояние? Пожалуй, самое точное определение — «преждевременная старость души». Именно так характеризовали героев, подобных Онегину и Печорину. Ни одному из этих литературных персонажей, как мы знаем, не удается обрести счастье в любви. Но оказывается, что это общая болезнь всего поколения, которое и ненавидит, и любит случайно,

 

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

 

Если нет дороги к личному счастью, нет сил и желания обрести его, то возможно ли говорить о полноценности жизни? В ней нет даже места для «роскошных забав» и «ребяческого разврата» предков. Что это тогда, если не смерть? Именно этой мрачной мыслью завершается «обзор» судьбы поколения:

 

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

 

В последней строфе подводится итог: угрюмая толпа современников будет скоро забыта потомками, которым они ничего не оставят — «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Даже более того, это поколение «промотало» то, что ему досталось от отцов. Но остается все же надежда, что идущие за ними будут лучше и счастливее. Именно с позиции этих будущих поколений и звучит заключительная оценка:

 

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

 

Такова «грустная дума о нашем времени», как сказал о такой позиции Лермонтова Белинский. Итог поэтических размышлений кажется крайне тяжелым, но сама напряженность их звучания, сила гражданского неприятия такова, что вносит в стихотворение и настроение надежды на возможность в будущем преодолеть то, что не смогло сделать это поколение.

 

Художественные особенности.

Тематика и проблематика «Думы» определили ее высокий стиль. Его созданию способствуют лексические, синтаксические средства и даже выбранный размер: стихотворение написано шестистопным ямбам (александрийским стихом), который часто служит для создания патетических интонаций и обычно используется в оде. Этой же цели служит использование анафоры («И ненавидим мы, и любим мы случайно...»; «И предков скучны нам роскошные забавы...»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы...»), синтаксического параллелизма, рядов однородных членов. В то же время эти средства помогают сосредоточить внимание читателей на основных мыслях. Именно потому, что стихотворение строится как развернутое размышление, в нем так много существительных со значением отвлеченных понятий: познанье, сомненье, бездействие и другие.

Кроме того, Лермонтов, доказывая свои идеи о судьбе поколения, использует развернутое сравнение поколения с «тощим плодом, до времени созрелым». Эпитеты и метафоры также сосредоточены на характеристике основных черт поколения современников поэта и его отношения к ним (наука бесплодная, толпа угрюмая, насмешка горькая; «мы иссушили ум наукою бесплодной»).

 

Значение произведения.

Это произведение занимает в творчестве поэта особое место. Написанное в пору жизненной и творческой зрелости поэта, это стихотворение стало и обобщением его размышлений о своей стране, своем поколении, итогом раздумий «о времени и о себе», и своего рода ядром, из которого выросла целостная система его реалистического социально-психологического романа «Герой нашего времени». Недаром многие мотивы и темы «Думы» получают свое дальнейшее развитие в этом романе. В дальнейшем русская литература не раз обращалась к теме поколения, «героя времени», и стихотворение Лермонтова стало рассматриваться как одно из необходимых звеньев в цепи развития общественной мысли и гражданского сознания. Продолжателями Лермонтова в этом направлении стали И.С. Тургенев, написавший роман «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский в романе «Бесы», а в поэзии идеи гражданской оценки поколения выразил Н.А. Некрасов, философскую глубину лермонтовских размышлений подхватил Ф.И. Тютчев.

 

 





загрузка...
загрузка...