Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 1. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.2. ЗАКОНЫ РЕЧИ

 

Логика речи – явление, находящееся на стыке двух разных функций языка и речи. Оно может быть рассмотрено как грамматическое свойство, входящее в систему средств языка, и как коммуникативное свойство, осуществляющее “смысл” в системе речевого действия.

Выделяется два уровня логики речи:

1) уровень информационный, иначе – уровень значения, очевидный в предложении (будем называть его информационным);

2) уровень словесного взаимодействия, иначе – смысла. Этот уровень реализуется во фразе и проявляется в живом процессе речевого общения (будем называть его смысловым).

В процессе речи уровни переплетаются, что обусловливает и взаимопроникновение законов речи.

Законы речи раскрыты и сформулированы К.С. Станиславским как законы искусства актера (См.: Петров А.Н. Сценическая речь. – М., 1981. – С. 94–96). Они носят общий и всеобъемлющий межъязыковой характер.

 

1.2.1. Общие законы речи (по А.Н. Петрову)

 

1. Закон словесного воздействия. Речевое общение – это осмысленная деятельность, направленная на достижение внеречевой задачи.

2. Закон сверхзадачи. Всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно осуществляется.

3. Закон сквозного действия. Речевое общение как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

4. Закон перспективы. Речевое действие всегда имеет необходимость последовательного разрешения цепи взаимосвязанных задач.

5. Закон актуализации фразы (предикативности). В системе речевого действия движение мысли осуществляется от известного к новому, к тому, что надо узнать или осуществить.

6. Закон сравнения и противопоставления. В речевом действии ход мысли идет от понятия к суждению и умозаключению. Путем анализа, сравнения мысль может быть утверждена, развита или отвергнута.

7. Закон раскрытия подтекста. В речевом общении происходит взаимодействие информационного уровня – передача общего значения – и смыслового – передача подтекста, т.е. отношения к информации, оценки сообщения. На смысловом уровне обнаруживаются конкретное содержание и цель общения.

8. Закон создания в воображении четкой последовательной линии видений. Речевое общение осуществляется на основе конкретно-чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнера своими видениями.

Свободное владение законами речи открывает возможность овладения логикой сценической (в нашем случае выразительной) речи и определяет последовательность работы над текстом.

Рассмотрим вытекающие из общих законов законы речи, действующие на первом, информационном, уровне.

 

1.2.2. Логические законы речи

 

1. Порядок слов в русском языке обладает смыслоразличительной функцией. При нейтральном (неэкспрессивном) порядке слов как главное автоматически воспринимается то слово, которое стоит в конце предложения.

Задание. Сравните содержание трех фраз: что влияет на изменение их значения (В заданиях использованы предложения из рассказа Радия Погодина “Сима из четвертого номера”)?

 

Мальчишка недавно переехал в этот дом.

Мальчишка переехал в этот дом недавно.

Недавно в этот дом переехал мальчишка.

 

2. В предложении выделяется слово или сочетание слов, несущее новую информацию, развивающее мысль (закон нового). Например: “Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарылся в кипящую густо-синюю волну”.

 

Задание. Выделите в каждом предложении слово, вносящее новый смысл.

 

Неподалеку от Кешкиного дома протекала речка. Пахло от нее пенькой, водорослями, смолой, рыбой. И это был удивительный запах – лучше, чем аромат конфет и пирожных, – речка дышала морем.

Неуклюжие баржи навозили сюда целые горы морского песка и желтых камней. А в начале лета крикливые буксиры забили всю речку лесом. Намокшие за долгое путешествие бревна жались к берегу, как стадо усталых молчаливых тюленей.

3. Нарушение привычного, прямого порядка слов воспринимается как новый оттенок мысли. Инверсия (нарушение прямого порядка слов) заостряет внимание на особых подробностях и придает им определенный смысловой оттенок. Прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены распределяются согласно связям внутри устойчивых словосочетаний. Рассмотрим примеры.

1. Прямой порядок: “Ребята прозвали его Семафором”; “Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе”.

2. Обратный порядок (инверсия): “Днем дул с Финского залива теплый ветер”; “И вот в эти по-весеннему теплые дни опять появился Сима”.

 

Задание. В каком предложении использован прямой порядок слов, а в каком он нарушен? Как это влияет на смысл предложения?

 

Мишка и Круглый Толик плечом к плечу тронулись вперед. Тронулись вперед плечом к плечу Мишка и Круглый Толик. Еще несколько ребят пристроилось к трем приятелям. К трем приятелям пристроилось еще несколько ребят.

3. В предложениях с нейтральным порядком слов второстепенные члены принимают на себя фразовое ударение, когда становятся носителями новой информации и находятся в конце предложения.

 

Задания

 

1. Проследите, как развивается мысль и как меняется значение предложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.

 

Листы в альбоме были связаны.

Листы в альбоме были связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шелковой.

 

2. В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.

 

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, насмешливые, а подчас и оскорбительные.

 

3. Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второстепенного члена?

 

Сима покраснел еще гуще.

Сима еще гуще покраснел.

 

4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничивают передвижение ударений. Например: Она уже третий год в школе не работает...; Только из-под поленниц продолжали бежать реки грязной воды.

5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркивающие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др. Например: “Сима тоже выставил кулаки, но по всему было видно, что драться он не умеет”; “Сима получил ещеодну затрещину”; “Но я же сама видела...”.

 

Задание. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.

 

1. Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6. Разговоры тотчас смолкли.

7. На другой день в небе хозяйничало солнце.

8. Кешка подпрыгивал от восторга.

9. Прошел месяц, два...

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.

12. Я тоже знаю, – ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.

13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпалила: “Кешка-Головешка!..”

 

6. Ударение падает на слово-вопрос. “Что же нам с ним делать?”; “Зачем я это сделал?”

7. Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. “Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб” (Паустовский К.Г. “Кот-ворюга”).

 

Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К.Г. Паустовского “Кот-ворюга” логические ударения.

 

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

 

1.2.3. Правила произнесения синтагм

 

В каждом словосочетании есть устойчивые смысловые связи. Под словосочетаниями понимаются интонационно-смысловые фрагменты, из которых состоит предложение. Их можно уподобить музыкальным тактам. Несколько тактов составляют музыкальное предложение, фразу. К.С.Станиславский называл их речевыми тактами. В лингвистике такие словосочетания называют синтагмами. В речевом такте-синтагме все слова произносятся слитно, почти как одно слово, и главное слово выделяется интонационно.

Чтобы правильно акцентировать слово в синтагме, необходимо соблюдать правила.

Есть несколько правил постановки ударений в синтагме, на которые обращает внимание учеников К.С. Станиславский (Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.; Л., 1948. – С. 167), заимствуя их из книги С.М. Волконского “Выразительное слово”. Впоследствии эти правила были дополнены исследователями устной речи и педагогами по сценической речи.

1. Прилагательное при существительном не принимает на себя ударения (Там же).

Это значит, что предложение Поздняя осень нужно читать с ударением на слове осень [поздняя осень].

2. Прилагательные с общим признаком не принимают ударений.

Это значит, что в предложении А под утро в серебристой, в белоснежной тишине кто-то чистый и пушистый на моем лежал окне (Орлов В. Под утро // В. Орлов. Улитка. – М., 2000. – С. 35)в синтагме в серебристой, в белоснежной тишинеударным словом будет в тишине [в серебристой в белоснежной тишине].

3. Прилагательные без общих признаков обязательно принимают ударения на каждом из них.

Но главным ударным словом при этом остается существительное. Это значит, что в предложении Вдруг на подоконнике прилег золотистый маленький листок (Орлов В. Ночной листок // Там же. – С. 32)во второй синтагме – золотистый маленький листок – нужно поставить ударения и на слове золотистый, и на слове маленький, но более сильное – на слове листок. А между ударными словами делаются логические паузы.

4. Если прилагательное обособлено и стоит после определяемого слова, то ударение переходит на обособленное прилагательное.

5. В составных наименованиях – Виктор Сергеевич Алексеев; 23 февраля 1918 года – ударение ставится на последнем слове группы.

6. В словосочетании “существительное в И.п. + существительное в Р.п.” ударение ставится на существительном в Р.п., так как оно по смыслу сильнее того существительного, которое определяет: закат солнца; шум ветра; звон капели.

7. При повторе слов с нарастающей энергией ударным будет второе, при повторе с ослаблением энергии – первое: А туман все ел и ел и толстел, толстел, толстел (Орлов В. Жадный туман // Там же. – С. 24); прыгай, прыгай, я не трону – видишь, хлебца накрошил... (Черный, Саша. Воробей // Черный, Саша. Чижик. – М., 1999. – С. 26).

8. Однородные члены предложения, являющиеся перечислениями, выделяются ударением.

Ребята стащили с Кешки ботинки, брюки, рубашку...; Налетел ветер, вырвал у нее из рук белую шелковую ленточку и отнёс ее на самые дальние бревна.

9. Необходимо ярко выделять противопоставляемые слова, выражающие мысли, чувства, образы, представления, понятия, действия и прочее (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 167). Противопоставляемые слова перетягивают ударение на себя, при этом акцентируется каждое из них.

10. Чем меньше ударений во фразе, тем она яснее. Поэтому стремление выделить каждое слово в предложении опасно: это приведет к расчленению текста на отдельные слова.

Как применить полученные знания о законах речи в выразительном чтении, вы узнаете из следующих глав.

 





загрузка...
загрузка...