Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 2. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ

2.1. ТЕХНИКА РЕЧИ

Устная речь подобна мелодии, органы речи – музыкальному инструменту. Чтобы речь зазвучала, человеку нужен голос – тот самый звук, который он усилием воли извлекает из данных ему природой органов речи. Но звуки, которые может произнести человек, гораздо разнообразнее любых музыкальных звуков благодаря уникальному устройству его речевого аппарата (рис. 1).

Управляет произносимой речью мозг, а произнесение звуков речи обеспечивается работой голосовых складок, органов дыхания и артикуляции. Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен наш исполнительный речевой аппарат: это легкие, в которые попадает и из которых выходит воздух; гортань, по которой проходит выдыхаемый нами воздух и в которой образуется голосовой тон, ее мышцы; голосовые складки-связки, которые в спокойном состоянии образуют треугольное отверстие – голосовую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух. Во время речи голосовые связки сближаются. Мышцы гортани устроены так, что могут перекрыть голосовую щель, могут изменить размер гортани, тем самым натянув иди ослабив голосовые связки.

Родившийся в гортани поток воздуха создает звуковую волну с помощью колебаний голосовых связок. Эта волна распространяется по воздушным путям и тканям, окружающим гортань, основная ее часть выходит через ротовое и носовое отверстия, незначительная часть поглощается внутренними органами (Сценическая речь: учебник / под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М, 2000. – С. 367).

 

 

К артикуляционному аппарату, с помощью которого поток воздуха, в том числе несущий голосовой тон, оформляется в определенные звуки, относятся глоточная, ротовая и носовая полости, мягкое и твердое нёбо, язык с нёбным сводом, зубы, губы, мышцы нижней челюсти.

Человеческая глотка и носоглотка представляют собой прекрасные резонирующие органы: звуковая волна не только отражается от их тканей, но и усиливается ими.

Если звук отражается от твердого нёба (звук для этого нужно посылать как бы в макушку), то звук становится ярким и слышным довольно-таки далеко. Если мало активно мягкое нёбо, голос приобретает гнусавый оттенок. Подъем мягкого нёба, раскрытие полости глотки обеспечивают большую мощность звука (Там же. – С. 369).

Нижняя челюсть подвижна, благодаря ее активности формируются гласные звуки.

Язык, альвеолы, зубы, губы создают препятствия на пути воздуха. Если воздух не встречает препятствий, которые он должен обогнуть или разомкнуть, то звук получается чистым; он очень похож на звук струнного музыкального инструмента, например фортепиано, арфы или виолончели. Губы, язык и мышцы челюсти придают звуку своеобразную “форму”, поэтому в любом человеческом языке есть звуки, называемые гласными. В русском языке их шесть (Московская фонологическая школа выделяет пять гласных фонем (звуков), исключая [ы]) – [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

 

Задания

 

1. Откройте широко рот, расслабьте мышцы рта и язык и выпустите воздух через рот. Какой звук у вас получился? Попробуйте, оставив язык свободным, менять форму рта. Какие теперь звуки получились? Похожи ли они на звуки русского языка?

2. Произнесите каждый гласный звук и понаблюдайте за своим речевым аппаратом: где образуется звук, какие органы речи участвуют в его образовании и что при этом делают, как располагаются?

3. Попробуйте, произнося каждый гласный звук, сохраняя положение языка, изменять положение губ (например, начните произносить [а] и постепенно вытягивайте губы и сводите их, как если бы вы хотели сказать [о], а потом – [у]). Постарайтесь при этом не “продвигать” звук вперед или назад, т.е. сохраняйте место его образования. Понаблюдайте, как меняется звук.

Воздух, который заставляет связки звучать, выходит не только через рот, но и через нос. Если носовой канал закрыт (как, например, это бывает в случае насморка), то и звук получается “носовым”, гнусавым. Если связки воспалены или болит горло, то звук также получается нечистым: человек хрипит и жалуется, что у него нет голоса.

Вы уже поняли, что звуки человеческой речи отличаются от музыкальных своей “формой”, которая и создается за счет разных положений органов речи и мышечных напряжений.

Согласные звуки образуются с помощью добавления к голосовому тону шумов, возникающих из-за того, что воздух сталкивается на своем пути с препятствием, или просто состоят из таких шумов (глухие согласные). Препятствия создаются всем, что есть у человека во рту. Язык можно изогнуть так, что воздуху придется обтекать его; зубы можно сомкнуть – и воздуху уже придется просачиваться сквозь щели, можно сомкнуть не зубы, а губы – тогда воздуху нужно прорвать препятствие. В русском языке 36 согласных звуков (Московская фонологическая школа выделяет 34 согласных фонемы (звука)):

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [3], [3'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [x], [x'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].

 

Задания

 

1. Произнесите разные согласные звуки и понаблюдайте за тем, где и с помощью каких органов они образуются. Есть ли среди согласных похожие по способу образования, по месту образования? На сколько групп по способу и месту образования вы бы разделили все согласные русского языка?

2. Сравните гласные и согласные звуки русского языка со звуками любого знакомого вам иностранного языка. Есть ли среди них “близнецы”? Есть ли в иностранном языке звуки, которых нет в русском? Как образуются эти звуки?

 

Знать свой речевой аппарат необходимо для того, чтобы уметь им пользоваться. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, звуками родного языка овладевают все здоровые дети, и очень быстро. Но уже в раннем детском возрасте встречаются проблемы, связанные с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, особенно это касается согласных (картавость, шепелявость, сюсюканье, произнесение вместо [л] – [у] и др.). Речь такого ребенка трудна для восприятия, так как наш слух четко настроен на определенную речевую “волну”: каждое слово имеет свою конкретную звуковую форму, и если эта форма искажается даже чуть-чуть, нам требуется усилие, чтобы понять собеседника. Вспомните, как нелегко воспринимать речь иностранца – мы сразу же улавливаем акцент и вынуждены перестраиваться на новую “волну”.

Но есть еще одна трудность, о которой мы забываем, – это нечеткость произнесения слов. Помните поговорку “каша во рту”? Так говорят о людях, у которых “ленивый” речевой аппарат. Эти люди могут правильно произнести все звуки, но не любят напрягать мускулы и открывать рот в той мере, в какой это необходимо для четкого произнесения звуков. Понять речь таких людей трудно: они часто оказываются не в силах удержать внимание аудитории.

 

Задания

 

1. Запишите на магнитофон или диктофон свое произношение следующих согласных звуков: [б], [р], [л], [ф], [ж], [ш], [ц], [ч'], [с], [з], [в]. Внимательно прослушайте запись. Сделайте вывод о том, над произношением каких звуков вам надо поработать.

2. Потренируйтесь в произношении следующих скороговорок. Воспользуйтесь советами:

– сначала прочитайте скороговорку про себя;

– затем произнесите ее медленно, по слогам, отчетливо выговаривая каждый слог;

– затем каждый раз чуть-чуть увеличивайте скорость, пока не сможете произнести скороговорку быстро три раза подряд.

Для того чтобы справиться со скороговоркой, нужно быть максимально внимательным и собранным, не жалеть мышцы рта.

1. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок: у бела быка губа была тупа.

3. Осип охрип, Архип осип.

4. На дворе трава, на траве – дрова; не руби дрова на траве двора!

5. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон!

6. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

7. Сшит колпак, да не по-колпаковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

3. Разгадайте секрет скороговорки: почему ее трудно произносить?

4. Наберите в рот побольше небольших орешков и прочитайте вслух своему товарищу басню Л.Н. Толстого “Павлин”. Затем выслушайте пересказ басни в исполнении товарища. Легко ли ему было понять смысл? Почему?

 

Павлин

 

Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.

– Смотри, – говорят, – какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.

Человек услыхал их и сказал:

– Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.

5. Прочитайте этот же текст без орешков во рту. Что изменилось в вашем произношении и в восприятии слушающего вас?

6. Прочитайте вслух стихотворение В. Орлова “Черепашонок”, сначала почти не напрягая ротовых и лицевых мышц, а потом активно артикулируя звуки. Запишите свое чтение на диктофон и сравните свои впечатления от обоих вариантов. Сделайте выводы.

 

Черепашонок

 

У Чере-черепашонка

Костяная рубашонка.

Нет прочнее рубашонки –

Хоть носи ее сто лет!

Шили эту рубашонку

Своему черепашонку

Чере-папа,

Чере-мама,

Чере-баба,

Чере-дед.

 

7. Прочитайте вслух главку из книги Г. Остера “Папамамалогия” так, как вы обычно читаете, и запишите чтение на диктофон. Прослушайте свое чтение и сделайте выводы о качестве своего произношения.

 

Папамамалогия

 

§ 4. Ночные спячки

 

Все взрослые по вечерам впадают в спячку на ночь до самого утра. При этом многие настойчиво уговаривают детей последовать их примеру. Некоторые дети по наивности соглашаются и впоследствии сильно жалеют о скучных, напрасно потерянных минутах и часах. Взрослые же, наоборот, бодро вскакивают по утрам, считают, что они прекрасно провели время под одеялом.

Степень отчетливости в произношении слогов и слов называется дикцией. У воспитателя, учителя, преподавателя – у любого человека, работающего с другими людьми, – обязательно должна быть хорошая дикция, иначе его будут плохо понимать слушатели. Помните, что никого нельзя научить тому, чем сам не владеешь.

Что же такое хорошая дикция? Это правильное (нормативное), отчетливое, достаточно громкое произношение звуков, слов, фраз, обеспечивающее незатрудненное понимание говорящего его слушателями.

Хорошая дикция невозможна без правильной артикуляции – работы органов речи для произнесения звуков.

Дикция человека зависит не только от состояния его органов речи (артикуляционного аппарата), но и от того, какую речь он слышал, будучи ребенком. То, как произносят слова взрослые, ребенок воспринимает как норму и усваивает ее именно на слух. Если с младенчества ребенка окружают взрослые, правильно произносящие слова, то и ребенок, скорее всего, будет говорить правильно.

Сегодня речевая среда, в которой находятся многие дети, неблагополучна. Речь многих родителей, теле- и радиожурналистов и даже воспитателей и учителей отличается не только небрежностью, но и грубейшими нарушениями нормы. Воспитатель в детском дошкольном учреждении должен владеть нормами произношения, чтобы показать ребенку на личном примере, как нужно говорить по-русски, чтобы исправить и предупредить детские ошибки, тактично напомнить родителям о необходимости поддерживать высокий уровень речевой культуры.

Раздел лингвистики, изучающий и регулирующий нормы произношения, называется орфоэпией. Орфоэпический словарь даст вам ответ на вопросы о том, где нужно поставить ударение в слове, какой звук обозначает та или иная буква или буквосочетание. В русском языке есть много слов, произношение которых вызывает затруднение даже у носителей языка.

 

Задания

 

1. Выберите правильный вариант произношения слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

 

жернов – жёрнов; желчь – жёлчь; береста – берёста; опека – опека

 

2. Мягкий или твердый согласный нужно произнести перед буквой е?

 

агрессия, бутерброд, кафе, кофе, музей, пресса, фанера

 

3. Произнесите следующие слова, обратив внимание на буквосочетание чн. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

 

Прачечная, яичница, конечно, Лукинична, булочная, горчичник, подсолнечник, лихорадочный, нарочно, порядочный, сердечный, скучный, скворечник, сливочный, шапочный, крошечный, игрушечный, подсвечник.

 

4. Произнесите слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю.

 

Баловать, балую, балованный, баловаться, баловень, вечеря, ворожея, взапуски, малая толика, валом валить, генезис, дефис, догмат, донага, дрофа, жалюзи, жерло, звонит, иконопись, исповедание, искони, искус, испокон, каталог, квартал, кинематография, красивее, мельком, мышление, обеспечение, осведомиться, творог, феномен.