Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 2. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ

2.4. НЕЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слушание литературного произведения может происходить в разных ситуациях: при непосредственном визуальном контакте с читающим и без него. В первом случае мы не только слушаем чтеца, но и смотрим на него, а это дает ему возможность усилить воздействие на слушателей с помощью неязыковых средств выразительности. К ним относятся:

– мимика – движения лица;

– жесты – движения рук;

– движения тела, позы и передвижение по сцене.

Мимические средства выразительности вам хорошо знакомы. Меняя положение бровей, губ, изменяя направление взгляда, напрягая или расслабляя мускулы лица, мы можем получить разные выражения лица, каждое из которых в сознании человека связано с определенными эмоциями.

Улыбка – растягивание губ – выражает либо светлые, радостные чувства, либо иронию, насмешку, сарказм. Отличить эти улыбки друг от друга нетрудно. При неодобрительной улыбке губы сомкнуты или лишь чуть-чуть раскрыты (узкая улыбка), один уголок губ несколько приподнят относительно другого (кривая улыбка). Глаза в этот момент прищурены, сведены к переносице и сосредоточенно смотрят на вызвавшего неодобрение. При доброжелательной улыбке губы раскрыты (широкая открытая улыбка), глаза распахнуты или чуть прищурены в уголках (глаза улыбаются), смотрят прямо.

Глаза и брови – участники любого мимического движения, а не только улыбки. Сведенные брови делают лицо хмурым, угрюмым. Если при этом опустить взгляд, то получим выражение лица обиженного человека. При таком положении бровей и глаз невозможно улыбнуться. Если вы растянете губы, то получится гримаса боли, страдания.

Поднятые вверх брови – знак удивления, вопроса.

Если подбородок выдвинуть вперед и опустить кончики губ, то получится выражение агрессивности, которое можно усилить, сощурив глаза.

 

Задание. Рассмотрите портреты (рис. 5–8). По выражению лиц определите настроение и характер изображенных людей.

 

 

Задание для работы в парах. Один из партнеров изображает на лице какую-либо эмоцию (“живая скульптура”), а второй пытается ее угадать и при этом описывает выражение лица своего партнера. В случае неправильного ответа угадывающий, как скульптор, вносит изменения, предлагая партнеру изменить положение каких-либо частей лица в соответствии со своим представлением о названной эмоции, и вновь описывает лицо. Затем партнеры меняются ролями.

Жестикуляция – движение рук – очень сильное выразительное средство. Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова. “Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К.С. Станиславский. Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т.п.), эмоциональное состояние говорящего, его намерения.

 

Задание. Рассмотрите рисунки 9, 10 и расшифруйте значение каждого жеста.

 

Палитра движений тела при чтении тоже разнообразна. Можно принять различные позы: сгорбиться или выпятить грудь колесом, отставить ногу в сторону или вытянуться в струнку, опустить голову или запрокинуть ее, склонить ее набок, упереть руки в бока, скрестить их на груди; можно сделать несколько шагов, изобразить какое-то конкретное движение (танцевальный шаг, поворот), присесть на стул, подпрыгнуть, сделать вид, что вглядываешься вдаль, что-то разыскиваешь и т.п. Однако любое действие должно быть строго мотивировано текстом исполняемого произведения.

 

 

 

Движения тела при чтении литературного произведения используются гораздо реже, чем мимика или жесты. Это связано с тем, что исполнитель литературного произведения не играет какую-то конкретную роль, а воплощает в слове все произведение. Поэтому чтобы не мешать слушателю воспринимать именно слово, чтец очень скрупулезно, тщательно, придирчиво отбирает средства неязыковой выразительности. Однако есть такие произведения, которые так и просятся быть не просто прочитанными, но и сыгранными. Тогда продуманные движения чтеца-актера оказываются уместными.

Чаще всего чтецы сочетают средства неязыковой выразительности, особенно мимику, жесты и позы. Дело в том, что любое несоответствие жеста выражению лица, выражения лица – позе, интонации – мимике и т.п. будет восприниматься как фальшь и снизит эстетическое впечатление не только от исполнения, но и от самого произведения.

 

Задания

 

1. Рассмотрите рисунки 11, 12. Определите по мимике, жесту и позе настроение изображенного человека.

2. Воспроизведите выражение лица и позу изображенного на картине человека. Что вы почувствовали?

3. Задание для работы в парах. Один партнер сопровождает свое чтение фрагмента стихотворения Саши Черного мимикой, жестами и движениями. Второй слушает и смотрит, затем высказывает свои советы и сам читает фрагмент, прибегая к средствам неязыковой выразительности. Партнеры вновь обмениваются советами.

 

Про кота

 

Раньше всех проснулся кот,

Поднял рыжий хвост столбом,

Спинку вытянул горбом

И во весь кошачий рот

Как зевнет!

 

“Мур! Умыться бы не грех...”

Вместо мыла – язычок,

Кот свернулся на бочок

И давай лизать свой мех!

Просто смех!

 

А умывшись, в кухню – шмыг.

Скажет “здравствуйте” метле

И пошарит на столе:

Где вчерашний вкусный сиг?

Съел бы вмиг!

 

В доме встали. Кот к окну:

“Мур! На ветке шесть ворон!!”

Хвост забился, когти вон,

Смотрит кот наш в вышину

На сосну.

<...>

 

Из предыдущего параграфа вы узнали, что главная задача чтеца, исполнителя литературного произведения, – вовлечь слушателя в круг проблем, поднимаемых в произведении, и передать его смысл, т.е. художественную идею. Этот параграф раскрыл вам целый арсенал речевых и неязыковых выразительных средств, которые помогают чтецу достичь поставленной цели.

Итак, выбор средств выразительности при исполнении литературного произведения определяется задачей чтеца, которая, в свою очередь, диктуется идеей произведения и смыслом его конкретных эпизодов, сцен. Поэтому, приступая к работе над выразительным чтением литературного произведения, необходимо сначала превратиться в очень внимательного читателя и осмыслить то, что создал писатель или поэт. Процесс осмысления связан с анализом текста произведения. Об этом мы поговорим в следующей главе.