Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 3. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3.2. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ ЭПИЧЕСКИХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3.2.1. Вопросы о персонажах и событиях

 

1. О ком рассказывается в произведении и что происходит с персонажами?

Если вы читаете эпическое произведение (рассказ, литературную или фольклорную сказку, басню и др.), то на первых порах важно уяснить его фабулу – последовательность событий, которые происходят с персонажами, и выделить элементы фабулы. Такая работа поможет вам отчетливо увидеть, какие события являются самыми главными, как они связаны между собой, почему одно приводит к другому.

Каждая часть фабулы требует и своей интонации. Так, экспозиционное представление героев должно заинтересовать читателя, вызвать у него определенное впечатление и желание узнать, что же произошло с героями.

Читая завязку, нужно заинтриговать слушателя, вызвав у него предположения о том, как могут развиваться события, и желание узнать об этом.

При изложении развития действия нужно все время держать слушателя в напряжении, помогая ему увидеть то, что происходит, пережить то, что переживают персонажи.

Кульминация – взрыв, самое напряженное место, которое и читать нужно так, чтобы слушатель изнемогал от желания узнать, что же случится, понимая, что это самое главное, что сейчас все определится.

Развязка требует более спокойной, плавной интонации: переживания закончились, начинается время размышлений.

2. Как в произведении представлены персонажи?

Ответ на этот вопрос требует выделения элементов сюжета – портретов, сообщений о прошлом персонажей, их внутренней речи (мысли, чувства, которые не озвучиваются персонажем, но о которых мы узнаем благодаря автору), писем, снов и т. п. Все эти элементы помогают нам конкретизировать образ-персонаж, лучше понять его поступки.

Каждый сюжетный элемент обладает определенной эмоциональной окрашенностью, в нем выражается авторское отношение к персонажам и их поступкам, а это, в свою очередь, важно передать при чтении.

3. Какие персонажи в произведении играют активную роль, т.е. являются его героями, какие выполняют вспомогательные функции? И хотя в художественном произведении нет незначительных персонажей и у каждого есть своя роль, пусть и маленькая, и без него не могло бы развиваться действие, но все-таки необходимо уяснить для себя иерархию персонажей, чтобы при чтении не получилось так, что второстепенный персонаж очерчен более яркими красками, чем главный герой, – это приведет к тому, что в сознании ребенка персонажи поменяются местами и произойдет искажение художественного мира всей книги.

4. В каких отношениях персонажи находятся друг с другом? Этот вопрос переключает внимание читателя на конфликт, заставляет выделить группы персонажей – участников конфликта.

5. Почему эти персонажи оказываются по разные стороны барьера? Что заставляет их вступать в конфликт, чего они добиваются, к чему стремятся? Ответы на эти вопросы проясняют образы персонажей, ведут к пониманию мотивов их поведения.

6. Должен ли персонаж понравиться слушателю или необходимо вызвать отвращение к нему, настороженность, какие-то другие чувства? Что именно в портрете, в словах и мыслях персонажа вызывает те или иные эмоции? Эти элементы необходимо будет выделить интонационно, привлечь к ним внимание слушателя.

7. Какие поступки персонажа вызывают одобрение автора, какие не нравятся и почему? Почему персонаж поступает так или иначе? Ответы на эти вопросы помогут выбрать нужную интонацию и тем самым направить восприятие слушателей, помочь им разобраться в поведении героев произведения.

8. Как разрешается конфликт и как ведут себя при этом персонажи? Как к результату конфликта относится автор? За кого он радуется, кому он сочувствует, а кого лишает сочувствия и почему?

9. Изменились ли герои к финалу произведения? Как и почему?

Ответы на эти вопросы привлекают внимание читателя к внутреннему миру героя, заставляют обратить внимание на его развитие, убеждают в том, что жизненный опыт приходит только в испытаниях, что порой трудно сразу найти верное решение, что человеку свойственно ошибаться, но ошибка еще не означает, что человек плох по сути: важна его реакция на ошибки, важны его цели и ценности.

 

3.2.2. Вопросы о месте и времени действия

 

1. Где происходит действие произведения, меняется ли место действия? Есть ли в произведении пейзажи, описания улиц, жилищ, комнат? Какую атмосферу создают эти описания? Какую роль они играют в раскрытии характеров персонажей? Маленькие слушатели часто отвлекаются, когда им читают описания природы или внутреннего пространства, в котором происходит действие: им важнее само действие, чем его обстановка. Но опытный чтец может так прочитать эти фрагменты, что ребенок ярко, отчетливо увидит описываемое, а главное, испытает определенные эмоции, которых и намерен был добиться автор.

2. Когда происходит действие, как долго оно длится? Почему? Замечаем ли мы ход времени в произведении или нет? Одинаково ли течет время героев? Точно выбранная интонация поможет чтецу передать атмосферу времени, подчеркнуть ее изменения.

 

3.2.3. Вопросы о рассказчике (повествователе)

 

1. Кто рассказывает нам о событиях: автор-повествователь; кто-либо из персонажей; свидетель событий? Дело в том, что авторское повествование от третьего лица носит объективный характер: автор-повествователь видит и сильные, и слабые стороны характеров персонажей. Кроме того, он все о них знает: и о мыслях, и о чувствах, и о намерениях, о прошлом и даже о будущем. Безусловно, повествование от первого лица всегда более субъективно, чем повествование от третьего лица. С одной стороны, речь персонажа-повествователя, его оценки раскрывают его внутренний мир. С другой стороны, персонаж не может иметь такой же широты информации, как автор, потому что он видит происходящее со своей собственной точки зрения, а она всегда уже авторской. Значит, персонаж-рассказчик может заблуждаться, его суждения могут быть неточными, а оценки – несправедливыми. Поэтому и интонация при авторском повествовании должна отличаться от интонации героя-рассказчика или персонажа-свидетеля, очевидца.

2. Если повествование ведется от третьего лица, то далее следуют вопросы об авторском отношении к героям и событиям, о том, почему именно об этом событии рассказывает автор, почему именно к этим деталям привлекает внимание читателя.

Если повествование ведется от первого лица, то нужно прояснить, что знает и чего не знает рассказчик и какую позицию он занимает, что мы знаем о его характере и как характер рассказчика обусловливает его оценки.

 

3.2.4. Вопросы о художественной идее произведения

 

Этап анализа произведения завершается синтезом – собиранием всех ответов и осмыслением их с новой позиции – с позиции идеи.

1. Что тревожит или волнует автора произведения?

2. Что принципиально нового открыл нам писатель в жизни?

3. Ради чего писатель рассказал нам эту историю?

Идею бывает трудно сформулировать словами, да это и не всегда необходимо: она может жить в вашем сознании как некое сложное образование, включающее и чувство (пафос), и убеждения. Этот пафос вы и будете транслировать в чтении своим слушателям, он и будет диктовать вам следующие вопросы.

Эти вопросы переводят нас в сферу исполнительского анализа.





загрузка...