загрузка...

Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 3. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3.5. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ БАСЕН

 

Напомним, что басня относится к эпическому роду, а сам жанр басни – это точка зрения мудрого человека, умеющего наблюдать за течением жизни, за поведением людей, видящего те качества, которые мешают людям и обществу нормально жить и развиваться, способного в единичном, отдельном представить общее, социально значимое. Отсюда такое свойство басни, как нравоучительность, или дидактизм. При этом басне присущи комическое как форма отражения жизни и лаконизм в изложении сюжета. Относясь к эпическому роду, басенный жанр имеет яркую характерную особенность – это иносказание, или аллегория. Эти элементы – проявление так называемой памяти жанра – черты, которые мы найдем в любой басне.

Еще одной особенностью басни является то, что в большинстве случаев ее персонажами становятся животные и очень редко – люди. При этом басенные персонажи заимствуют у реальных животных только внешний вид и отдельные повадки, превращаясь в маски, за которыми скрывается истинное содержание аллегории – то или иное качество человеческого характера. Условность басенных зверей обеспечивает необходимую изоляцию от действительности, что очень важно для эстетического впечатления: мы не примем басенный рассказ за реальные события, а значит, сможем точнее понять его смысл.

Кроме иносказания басне всегда присуща мораль – назидание, поучение. “Мораль – это сентенция, прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл” (Цит. по: Энциклопедический словарь юного литературоведа. – С. 35).

При подготовке к исполнению басен следует учитывать, что существуют две ее разновидности, или два типа: басня риторическая (или прозаическая) и басня поэтическая (стихотворная). К риторическим относятся басни, написанные прозой. Это произведения Эзопа, Лессинга, Л.Н. Толстого.

Поэтические басни написаны в стихотворной форме. Их расцвет связан с именами Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.

Рассмотрим особенности каждого типа басни, так как они сказываются на исполнении произведения.

 

3.5.1. Прозаическая (риторическая) басня

 

Для прозаической басни характерно понимание жанра как отражение только частного случая, входящего в некое общее правило, как схемы, применяемой к разного рода событиям и отношениям для их лучшего уяснения. По сути, в прозаической басне есть только басенный сюжет.

В басне этого типа каждый аллегорический персонаж – носитель одного порока или добродетели: скупости, жадности, лживости, лени, лицемерия – или, напротив, щедрости, честности, трудолюбия, искренности и т.п.

Замена образов людей образами животных в прозаической басне объясняется тем, что еще в фольклорной традиции каждое животное, с которым так или иначе имеет дело человек, наделено какими-то конкретными качествами: волк силен и злобен, лиса хитра, медведь неуклюж при огромной физической силе и недалек, свинья нечистоплотна, заяц трусоват, петух – смелый защитник. Поэтому, встречая в басне образы животных, мы мгновенно связываем их с конкретными понятиями, т.е. легко разгадываем аллегорию. Замена объясняется еще тем, что нам легче осудить животное, посмеяться над ним, чем над человеком, в котором, возможно, мы узнали бы себя. Благодаря образам животных мы объективно воспринимаем смысл прозаической басни, и смысл морали не оказывается затемненным нашим эмоциональным переживанием. Иначе говоря, мы не переживаем за басенных персонажей, не присоединяемся к событию эмоционально.

Для прозаической басни в большей степени характерен лаконизм, который достижим только при прозаическом повествовании.

 

3.5.2. Стихотворная (поэтическая) басня

 

Поэтическая басня в отличие от прозаической, подчиняясь законам искусства, разворачивает сюжет, привносит в него выразительные образы, элементы условности, вымысла. При этом аллегории наполняются глубиной, а басенные персонажи, вопреки аллегоричности, приобретают черты характера, свой собственный язык.

В басне поэтической превалирует тенденция, противоположная риторической: вызвать у читателя как можно больше эмоций, привлечь его внимание к герою, возбудив или сочувствие к нему, или его неприятие. Поэтому выбор героя в поэтической басне ярко выражает авторское намерение: вряд ли мы будем сочувствовать жуку в басне Эзопа, а вот стрекоза И.А. Крылова может пробудить сострадание (ср. басни Эзопа и Крылова на один сюжет).

Поэтическая басня развивается в направлении, противоположном развитию риторической басни: появляется стихотворная форма, а вместе с ней – ритм и метр, рифма, изобразительно-выразительные средства языка. Все это приводит к тому, что фабула и сюжет все больше не совпадают, появляются детали, а вместе с ними – элементы психологизма.

Очевидно, что каждый тип басни требует разного исполнения, потому что прозаическая басня взывает к разуму, раскрывает какое-то правило, тогда как поэтическая – прежде всего действует на читателя эмоционально, ярко описывая вымышленные автором картины, через переживание подводя к идее произведения.





загрузка...