Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Природа наделяет человека задатками, которые помогают ему устанавливать связи со средой его обитания, познавать окружающий мир, обеспечивают жизнеспособность. Очевидно, что именно среда активизирует определенные задатки человека, те, которые необходимы для его успешного в ней существования. Выдающийся советский грузинский ученый Д.Н. Узнадзе (См.: Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С. 94-102) считал, что задатки (он называет их функциями) развиваются по мере востребованности их средой, по мере их необходимости для самого ребенка. Он выделил два фактора, предопределяющих развитие функций (природных задатков): ограниченность развития, заложенная самой природой (максимум, выше которого подняться невозможно), и ограниченность во времени развития. Иначе говоря, все природные функции, которыми наделен человек, имеют крайне ограниченное время для своего развития. Если они были вовремя востребованы средой, активизированы ею, то со временем функция превращается в стабильный механизм, которым человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Если активизации по каким-либо причинам не произошло, то по истечении отпущенного природой на развитие функции времени она угаснет, и развить ее будет невозможно.

Способность к развитию речевой функции, по наблюдениям Узнадзе, начинает угасать с 6–7 лет и “закрывается” в 9–11 лет. Таким образом, речь человека бурно, активно развивается до 7 лет, а к 11 годам у человека в благоприятных условиях формируется стабильный речевой механизм. Главное то, что этот механизм уже нельзя будет в корне переделать – сломать и создать новый, – его можно будет только обогащать и совершенствовать. Правильность речи, ее чистота и выразительность, культура выражений полностью зависят от среды, в которой воспитывается ребенок: ведь речевая функция формируется на слух, она вбирает в себя речевые потоки такими, какими их слышит ребенок. Нетрудно сделать вывод о решающей роли этапа дошкольного воспитания в формировании речи человека.

Безусловно, определяющим фактором в развитии речи ребенка является семья: какую по качеству речь будет слышать младенец с рождения, такой будет и его собственная. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать такую речевую среду, которая отличалась бы правильностью, чистотой, выразительностью, богатством. Тогда она будет поддерживать благополучную домашнюю речевую среду или противостоять неблагополучной.

В случае негативной речевой среды в семье у ребенка, слышащего правильную речь хотя бы в дошкольном учреждении, в сознании будут взаимодействовать контрастные речевые потоки, и во всяком случае он получит представление о том, какой должна быть и может быть человеческая речь. А поскольку ребенок изначально активен в постижении мира, то он впитает в себя норму, если вовремя познакомится с ней и будет поставлен в активную позицию в процессе ее освоения.

Значит, во-первых, в дошкольных учреждениях все, кто вступает в общение с ребенком, должны быть не просто знакомы с нормами русского языка, но обязательно говорить культурно, правильно. Во-вторых, в жизни воспитательской группы должна быть создана среда, активно требующая от ребенка речевой деятельности.

Невозможно работать над развитием отдельных речевых элементов – речь развивается комплексно. Только в коммуникации, в процессе живого общения, слыша хорошую речь и стремясь донести до собеседника свои мысли и переживания, ребенок сможет научиться выражать себя, т.е. говорить выразительно, владеть своим голосом.

Задача воспитателя – создавать коммуникативные ситуации, маленькие задачи, решить которые ребенок сможет, опираясь на свой речевой опыт и одновременно расширяя его в процессе решения.

Вы уже знаете, что речь обладает двумя главными возможностями – передавать информацию (значение) и смысл (подтекст), который зависит от конкретной ситуации, контекста и т.д. Выразительность речи непосредственно помогает передавать именно смысл, вложенный в высказывание. Главным же средством речевой выразительности является интонация. Интонационные модели усваиваются каждым человеком на слух и довольно рано. Поэтому усилия воспитателя и следует направить на развитие голосовых интонаций ребенка, с одной стороны, и развитие его интонационного слуха – с другой: выражать интонационно свои намерения, свои чувства и понимать их, слушая другого человека.

В этой главе представлены игры и игровые упражнения, которые помогут воспитателю в работе с детьми. На основе предлагаемых исходных вариантов воспитатель может придумать множество вариаций, используя другие тексты, несколько изменяя условия. Знание возрастной психологии поможет воспитателю выбрать игру, соответствующую уровню развития его воспитанников. Для каждой игры мы указали возраст детей, на который она рассчитана. Возможно, эти игры подстегнут фантазию воспитателя, и он сочинит свои собственные. Важно только не превратить занятия в подобие школьных уроков: они должны проводиться именно как игры, в которых нет и не может быть побежденных, цель которых – в процессе активной коллективной и индивидуальной деятельности открыть что-то новое, научиться чему-то, помочь кому-то.

 

Игра 1. “Поговорим быстро”

 

Название этой игры уже говорит о том, что в ее основе – русские скороговорки. О пользе скороговорок для формирования хорошей дикции мы уже говорили. Воспитатель, зная особенности речи своих воспитанников, может подобрать с помощью логопеда скороговорки для каждого ребенка.

Цель игры – формирование и совершенствование речевого аппарата, в частности артикуляционных умений дошкольников.

В эту игру дети могут играть с 4 лет.

Начинает игру воспитатель, произнося скороговорку несколько раз. Затем он предлагает детям повторить за ним медленно отдельные синтагмы. Так дети запомнят скороговорку. Далее они произносят скороговорку по очереди, каждый должен постараться хоть немного, но увеличить темп речи по сравнению с предыдущим участником. Конечно, учитывается безошибочное произнесение. Выигрывает тот, кто быстрее всех и не ошибившись произнесет скороговорку.

 

1. Баран Буян залез в бурьян.

2. У ежа и елки иголки колки.

3. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

6. На дворе трава, на траве дрова.

7. Наш Полкан попал в капкан.

8. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

9. Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

10. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

11. Из-под кислого молока,

Из-под простокваши –

У Маши сыворотка в каше.

12. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

13. Маланья-болтунья молоко болтала,

Болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала,

Да не выболтала.

 

Игра 2. “Сочиним историю”

 

В этой игре отрабатываются интонации вопроса и утверждения, а кроме этого развиваются и общие психические способности: память, внимание, логическое мышление. В эту игру рекомендуется играть детям 4 – 5 лет.

Дети и воспитатель садятся в кружок. Воспитатель предлагает им сочинить небольшую историю о том, как какой-нибудь сказочный персонаж (это может быть и игрушка, и герой мультфильма, любимой детьми книги – выбор огромен) проводит утро (день, вечер). Уместно предложить детям название рассказа, которое поможет им отобрать для него нужные факты, например: “Незнайка просыпается”, “Незнайка идет в детский сад”, “Винни-Пух идет в гости” и т.п. Игра не должна длиться долго, так как дети быстро устают, их внимание рассеивается, а значит, и рассказ не должен быть очень большим.

Первое предложение произносит воспитатель, например: Незнайка проснулся в 7 часов утра. Но, словно желая убедиться, поняли ли его дети, он обращается к ним с вопросами, каждый раз выделяя голосом новое слово в своем предложении. При этом он бросает мячик тому ребенку, который должен ответить на его вопрос (т.е. ребенок должен понять, о чем именно его спрашивают):

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Ребенок, отвечая, возвращает мячик. Если он правильно выделяет слово в предложении, то воспитатель продолжает игру. Если в его ответе ударение пришлось на другое слово, то воспитатель переспрашивает ребенка, возвращая ему мячик. Можно, повторив вопрос, бросить мячик и другому ребенку, для того чтобы прозвучал интонационно верный ответ, а новый вопрос задать тому, у которого в прошлый раз ответ не получился.

Продолжение рассказа сочиняют дети. Воспитатель помогает им вопросами общего плана:

– Что дальше сделал Незнайка?

– Как он это сделал?

– Куда он пошел?

– С кем встретился?..

Новую фразу предлагает тот, к кому летит мячик. Затем воспитатель вновь переспрашивает ребят. Под конец игры предлагается кому-нибудь из детей рассказать всю сочиненную историю. Выслушав ее, спрашиваем, не забыл ли о чем-нибудь рассказчик, не перепутал ли он что-либо, и предлагаем ребятишкам в случае необходимости добавить или исправить рассказ.

Со временем (с 5 – 6 лет) можно усложнить задание для детей: один сочиняет предложение, а вопросы задает уже не воспитатель, а сами дети, перебрасывая мячик друг другу.

 

Игра 3. “Пойми меня”

 

Эта игра поможет отработать интонации просьбы и убеждения, развивает общие психические способности: воображение, память, логическое мышление – и рассчитана на детей 5 – 6 лет.

Дети, кроме одного, превращаются в добрых волшебников, которые выполняют желание лишь тогда, когда их убедят в том, что это необходимо сделать.

Один ребенок выбирает себе роль (это может быть что угодно и кто угодно: рыбка, птичка, дом, дерево, литературный герой) и обращается к волшебнику с просьбой от имени выбранного существа. О чем и как просить, ребенок решает сам. Волшебники, выслушав просьбу, совещаются и либо дарят просителю волшебную палочку, либо отказываются выполнить его желание, потому что не верят. Игру можно провести несколько раз подряд со сменой просителя.

 

Игра 4. “Нельзя не подчиниться!”

 

В этой игре отрабатываются интонации приказа, повеления, которые отличаются от просительных. Ребенок должен быть абсолютно уверен в себе, передавая свою волю партнерам по игре. Эти интонации отрабатываются с детьми 5 – 6 лет.

Детям предлагается бытовая, знакомая им ситуация, например: брат и сестра (братья и сестры) увлеклись игрой, разбросали игрушки, устали и не стали их убирать. Пришла мама и, увидев это безобразие, стала требовать от детей навести порядок.

Мама повторяет требование несколько раз, меняя оттенок интонации от мягкой просьбы до жесткого приказа. Слова во фразе мамы остаются одними и теми же, меняется только интонационная окраска: “Пожалуйста, быстро уберите игрушки, наведите в комнате порядок!” Играющие дети должны каждый раз реагировать на изменение голоса мамы: как – они решают сами (т.е. так, как подсказывает им чувство правды).

Итак, в ходе игры мама четыре раза меняет интонацию:

1) мягко просит убрать игрушки;

2) настойчиво просит;

3) раздраженно приказывает;

4) приказывает очень строго. Ситуации можно предлагать самые разные.

 

Игра 5. “Тишина”

 

В этой игре отрабатывается умение говорить тихо, но четко, а также развиваются воображение, внимание, умение ориентироваться в ситуации, координация в пространстве, логическое мышление. Поскольку игра требует от ребенка хорошей координированности, то играть в нее рекомендуется с 5 лет.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, например по джунглям Амазонки (выбор места зависит только от фантазии воспитателя). Нужно вести себя очень тихо, чтобы не привлечь внимание диких зверей, которые могут напасть (в других случаях: чтобы не вызвать снежную лавину, камнепад и т.п.). Разговаривать можно только шепотом, передавая команды начальника экспедиции – воспитателя.

Выстроившись в цепочку, отряд начинает движение: он пробирается сквозь густой лес, останавливается, затаив дыхание, вновь начинает движение, переправляется через реку, спускается на канатах вниз с отвесной скалы и т.п. Каждый раз воспитатель шепотом, но очень четко дает следующему за ним ребенку команду, что должен сделать каждый участник. Ребенок, в свою очередь, передает приказ следующему за ним тоже шепотом, быстро, но четко. Команда должна быть услышана и понята. Выполняется команда только тогда, когда она дойдет по цепочке до замыкающего (за этим следит воспитатель и рукой подает сигнал для всех). Важно, чтобы дети все время двигались, что усложнит коммуникацию. Можно включить какие-либо шумовые эффекты. Воспитатель может импровизировать: так, видя, что дети медленно передают команду, объявить, что отряд не успел выполнить необходимые действия и теперь им придется еще труднее: кого-то утащил крокодил, кто-то попал в ловушку и т.п.

 

Игра 6. “Перекричи водопад”

 

Эта игра позволяет отрабатывать умение говорить громко и четко. В нее можно играть с самыми маленькими дошкольниками.

Воспитатель расставляет двух детей на значительном расстоянии друг от друга: они находятся по разные стороны водопада.

Воспитатель знакомит первого участника с ситуацией. Например, первый участник – житель маленького селения, в котором нет никаких средств связи. Он прибежал на берег, чтобы докричаться до жителя другого селения, в котором живет врач. Переправа через реку займет очень много времени, а в поселке заболели люди, нужен врач. Он просит прислать врача. Чтобы сосед его услышал и понял, он должен очень громко и четко прокричать свою просьбу.

Затем в ситуацию вводится второй участник, но ему не сообщается, о чем именно его будет просить сосед. Он передаст своему племени то, что услышит.

Остальные дети изображают шум водопада.

В каждом новом случае воспитатель изменяет ситуацию, чтобы никто из играющих заранее не знал, о чем его будут просить.

 

Игра 7. “Произнеси по-разному”

 

В этой игре отрабатываются как произношение звуков, так и интонационные модели. Она будет полезна детям 5 – 7 лет.

Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией.

 

Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, так и не перепеленала.

 

Интонационные модели:

1. Удивление. Воспитатель говорит ребенку: “Ты увидел то, что делает перепелка, и это тебя очень удивило: расскажи об этом, передав свое удивление”. Подобная установка дается каждый раз. Дети по очереди произносят скороговорку, а воспитатель дает им советы.

2. Досада.

3. Тревога.

4. Обида.

5. Гнев.

6. Презрение.

7. Любопытство.

8. Сожаление.

9. Страх.

10. Ужас.

В этой игре очень важно настроить детей: ребенок только тогда найдет верную интонацию, когда вспомнит из своего личного опыта ситуацию, в которой он испытывал аналогичные чувства. Если детям плохо понятны значения слов, обозначающих чувства, то необходимо разъяснить их, используя конкретные жизненные примеры. Советы воспитателя и должны помочь ребенку вспомнить, как он сожалел, как радовался, досадовал или даже гневался (сердился).

 

Игра 8. “Кто говорит?”

 

Игра помогает детям понять, что многое можно узнать о самом говорящем по его голосовым особенностям. В нее смогут играть дети 6 – 7 лет.

Детям предлагается прочитать предварительно выученное наизусть стихотворение так, как его прочитал бы мышонок, гномик (маленький человечек), котенок, крупный щенок, великан (выбор персонажей объясняется прежде всего их размерами, которые определяют и особенности поведения). Чем меньше персонаж, тем тоньше (выше) у него должен быть голос, тем быстрее он будет произносить слова и тем сильнее будет интонация просьбы. Чем крупнее персонаж, тем увереннее он держится – тем сильнее интонация приказа.

 

Мастер, мастер,

Помоги –

Прохудились

Сапоги.

 

Забивай покрепче

Гвозди –

Мы пойдем сегодня

В гости!

(Б. Заходер. Сапожник)

 

Воспитатель может подобрать много и фольклорных, и авторских стихотворений, построенных по этой модели.

 

Игра 9. “Как чувствую, так и говорю”

 

С детьми 6 – 7 лет можно выучивать веселые стихотворения и рассказывать их, передавая различное настроение героя: он сердится, волнуется, обижается, шутит и т.п.

Например, вот такое стихотворение.

 

Минут сорок пять

Я, наверно, друзья,

Глядел на трудящегося

Муравья.

 

Упорно хвоинку

Тащил он в жилье,

Влезал на травинку.

Спускался с нее.

 

Вдруг тяжкую ношу

Отбросил он прочь

И крикнул:

– Глазеешь?!

Нет, чтобы помочь!

(С. Махотин. Про муравья)

 

Предлагаем детям произнести первое четверостишие сначала очень серьезно (герой – взрослый, серьезный человек), затем шутливо (герой веселый, смешливый).

Потом читаем второе четверостишие с разной интонацией:

1) серьезно, так, словно сами тащим огромную тяжесть;

2) восхищаясь муравьем;

3) с интересом наблюдая, желая узнать, получится у него или не получится;

4) смеясь над ним (ведь хвоинка – такой пустяк, она такая легкая!);

5) удивляясь тому, что вместо того, чтобы гулять, муравей трудится (надо же, ведь так хорошо ничего не делать, а этот зачем-то тащит хвоинку!).

И последнюю строфу читаем, выражая:

1) недоумение героя и гнев муравья;

2) испуг героя и упрек в словах муравья;

3) стыд за себя и неодобрение муравья.

Стихотворение В. Орлова “Хрюшкина подружка” позволяет отрабатывать интонационные оттенки.

 

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

– Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

(В. Орлов. Хрюшкина подружка)

 

Три строчки стихотворения – слова самой хрюшки. Предлагаем детям произнести каждую строку несколько раз, меняя ее эмоциональную окраску.

Эмоциональная окраска первой фразы:

1) утверждение-размышление;

2) утверждение-убеждение;

3) радостное утверждение.

Эмоциональная окраска второй фразы:

1) удивление;

2) отвращение;

3) огорчение.

Эмоциональная окраска третьей фразы:

1) облегчение;

2) удивление;

3) радость.

Затем задание усложняется: дети по очереди произносят одну и ту же фразу, сохраняя ее основную эмоциональную окраску, но постепенно усиливая ее оттенок. Например, первая фраза при первой окрашенности должна произноситься все медленнее – размышление все серьезнее и глубже; во втором случае должна увеличиваться уверенность в своей правоте; в третьем – подниматься от радостного восклицания до ликования (будут нарастать темп речи, громкость).

 

Игра 10. “Передай свои чувства слушателю”

 

Можно читать стихи, вызывая определенные чувства у слушателей, например: прочитать так, чтобы напугать, рассмешить, заставить волноваться и т.д. Эти игры доступны старшим дошкольникам (6 – 7 лет).

Например, воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение (предварительно выученное наизусть) Владимира Орлова “Паучок” сначала так, чтобы у слушателей вызвать страх, а потом так, чтобы они улыбнулись.

 

Паучок приехал

На базар:

Мухам паучок привез товар.

 

Он его развесил на осинке:

– Кто желает

Свежей паутинки?

(В. Орлов. “Паучок”)

 

Стихотворение Саши Черного “Что кому нравится” открывает детям возможности разных точек зрения, разных оценок одного и того же явления. В стихотворении автор называет чувства персонажей, что подсказывает детям, как нужно произнести реплику каждого. Стихотворение могут исполнять несколько человек: первые две строфы – один, вторую – другой, третью – третий.

 

“Эй, смотри, смотри – у речки

Сняли кожу человечки!” –

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на вышке,

Смотрит: голые детишки

С визгом плещутся водой.

 

Чижик клюв раскрыл в волненье,

Чижик полон удивленья:

“Ай, какая детвора!

Ноги – длинные болталки,

Вместо крылышек – две палки,

Нет ни пуха, ни пера!”

 

Из-за ивы смотрит заяц

И качает, как китаец,

Удивленной головой:

“Вот умора! Вот потеха!

Нет ни хвостика, ни меха...

Двадцать пальцев! Боже мой...”

 

А карась в осоке слышит,

Глазки выпучил и дышит:

“Глупый заяц, глупый чиж!..

Мех и пух, скажи, пожалуй...

Вот чешуйку б не мешало!

Без чешуйки, брат, шалишь!”

(Саша Черный. “Что кому нравится”)

 

Игра 11. “Нарисуй словами”

 

В этой игре развивается воображение детей и формируется умение находить необходимый интонационный рисунок для передачи своего видения предмета и своего к нему отношения. Мы рекомендуем ее для детей старшего дошкольного возраста.

Материалом для игры могут стать стихотворения для детей, а также сочиненные детьми и воспитателем тексты. Главное условие для выбора материала – отсутствие в тексте прямого описания предмета (предметов), один-два эпитета или метафоры, выражающих отношение говорящего к этому предмету. Например, стихотворение В. Орлова “Делёж”.

 

Король на всех делил пирог:

Кому-то – лакомый кусок,

Кому-то – крошек малость,

Кому-то – запах от него,

Кому-то – вовсе ничего,

Кому-то – что осталось.

(В. Орлов. “Делёж”)

 

Стихотворение заучивается наизусть в ходе игры. Условия таковы, что каждый участник произносит по одной строчке и передает интонационно, что он видит и какое впечатление это у него вызывает.

Так, пирог, конечно, большой, красивый, ароматный, вкусный, его так и хочется съесть, если не весь, то хотя бы попробовать кусочек. Все эти чувства нужно вложить в одно слово – пирог.

Следующее ударное существительное – кусок. У него есть эпитет лакомый, выражающий отношение говорящего. Но нам нужно не только передать его вкус и аромат, но и размер (не кусочек, а кусок).

Следующее словосочетание – крошек малость. Представьте себе, что осталось после пирога, когда его разделили на лакомые куски: как мало, как несправедливо, но как вкусно!

А дальше говорится о том, чего и увидеть, казалось бы, нельзя – можно только ощутить запах, который витает, – и опять целая гамма чувств: аромат превосходный, если его вдохнуть поглубже, то можно ощутить даже вкус того чудного пирога, вообразить его. Но как быстро запах исчезает!

А как выглядит ничего! И что чувствует человек, которому это ничего досталось? Разочарование, обида должны прозвучать в голосе.

И финальная строчка – загадка: что осталось от пирога, который съели? Что может быть меньше, чем ничего? Конечно, в этой фразе звучит горькая ирония.

 

Игра 12. “Нравится – не нравится”

 

Детям 6 – 7 лет предлагается выбрать игрушку (или любой предмет) и рассказать о ней сначала так, как будто она им очень-очень нравится, а потом – напротив, абсолютно не нравится. Но есть ряд условий, которые они должны выполнить:

1) игрушка не называется, а только описывается: какая она, как выглядит, что с ней можно делать;

2) нельзя говорить прямо о том, нравится она или не нравится, нельзя ее оценивать – хорошая она или плохая. Все это нужно выразить с помощью интонации.

Воспитатель может продемонстрировать детям, как это делается, а дети угадают, о чем рассказывает воспитатель, и определят, нравится ли ему описанный предмет. Затем в игру вступают дети.

 

Игра 13. “Угадай характер”

 

Игра рассчитана на детей 6 – 7 лет и позволяет отработать интонации, выражающие различное эмоциональное состояние и характер говорящего в целом.

Воспитатель вместе с детьми разучивает небольшой текст. Его необязательно заучивать наизусть, главное, чтобы дети могли передать его общее содержание. Тексты можно учить, разыгрывая описанное в них действие, тогда слова сами придут на память. Эти тексты представляют собой маленькие необычные истории из жизни ребенка: о том, как он ходил в лес, на рыбалку, в гости. Например...

 

Как-то бабушка меня разбудила очень рано, и мы отправились в лес за грибами. Солнце только-только встало, и было еще прохладно. По дороге в лес я думал о том, что в теплой постели было куда как приятнее.

Когда мы вошли в лес, стало теплее. Я смотрел по сторонам и думал, как бы мне не заблудиться. Да и бабушка велела не отходить от нее. А как же найти гриб, если плестись вслед за бабушкой? Бабушка то и дело нагибается и срезает грибок за грибком, а мне только поганки остаются. Нет уж, так я не согласен грибы собирать. Лучше присяду у малинового куста и полакомлюсь сладкой ягодкой.

Вдруг слышу – бабушка меня зовет, аукает! “Ваня, Ваня!” А я сижу себе, помалкиваю и малину уплетаю. Вот уже и не слышно бабушкиного голоса. Наелся я малины и не заметил, как уснул под кустом. А когда проснулся – солнце уже поднялось, бабушки нет, и дороги домой я не знаю! Испугался я и подумал: “Как же это бабушка меня бросила?” Закричал, зааукал: “Бабушка! Ау! Я здесь!” – никто не отозвался. “Как же бабушка могла меня потерять? Не ушла же она домой без меня? Наверное, ищет меня, волнуется!

Чуть не заплакал, да тут услышал шаги – бабушка! Она меня не потеряла, а догадалась, что я спрятался за малиной. Она далеко и не уходила – решила меня проучить. Я сначала обиделся, а потом простил бабушку: ведь я тоже ее напугал.

 

Когда содержание текста усвоено детьми и они могут показать и рассказать историю, задача усложняется: каждую ее часть надо рассказать, передавая определенное настроение рассказчика. А оно ведь может быть разным!

Первый абзац можно прочитать (рассказать):

1) с чувством недовольства (рано подняли, спать хочется, надо куда-то тащиться, холодно и т.п.);

2) с волнением, ожиданием чего-то интересного и легким сожалением об оставленной теплой постели.

Смысл второго абзаца тоже можно воспринять по-разному:

1) легкая тревога (как бы не заблудиться), недоумение и удивление наказом бабушки; искренняя обида (все грибы достаются бабушке); протест;

2) страх большого леса, раздражение, рассказчик сердится все больше и больше и решает отомстить;

3) тревога, недовольство, ощущение нелепости ситуации, которые приводят к желанию найти какой-то выход, радость от пришедшей идеи.

Третий абзац:

1) желание подшутить – осознание своего одиночества и тревога – обида на бабушку – отчаяние (кричит, зовет, никто не отвечает!) – попытка успокоить себя – досада на самого себя;

2) несколько злобная радость: мол, теперь-то ты волнуешься, а где была раньше, когда мне было плохо? – страх – досада – гнев – отчаяние.

Четвертый абзац:

1) тревога – радость – легкая обида – искреннее одобрение поступка бабушки;

2) тревога – удивление – обида и негодование – снисходительное прощение.

Выбор эмоциональной линии повествования определит характер рассказчика: он может предстать либо ребенком, поступившим необдуманно, но способным понять свои ошибки; либо слишком эгоистичным, раздражительным, необъективным человеком.

Воспитатель договаривается с первым рассказчиком о том, какие чувства он будет выражать, каким по характеру будет его герой: добрым или не очень, любящим все новое или предпочитающим поспать, умеющим находить себе занятие по душе или только желающим привлечь к себе внимание, настоять на своем.

Выслушав рассказ, группа решает, каков по характеру герой-рассказчик.

Затем тот же рассказ звучит в исполнении другого ребенка, получившего установку на вторую эмоциональную линию.

Группа решает, похожи ли рассказчики по характеру. Затем дети обсуждают, как же получилось, что одна и та же история была воспринята по-разному.

Можно предложить рассказать эту же историю от лица бабушки:

1) очень недовольной своим внуком;

2) посмеивающейся над ним.

Но перед этим необходимо переделать текст: ведь бабушка не знает мыслей и чувств внука, зато может рассказать о своих. Подобные истории могут сочинять и сами дети.

 





загрузка...