загрузка...

Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 6. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

 

6.4. КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ИСПОЛНЕНИЮ РОЛЕЙ?

 

Особенность инсценирования в младшем детском возрасте связана с тем, что большинство детей-актеров не умеют читать, а потому не могут выучить наизусть большие фрагменты текста, не могут подсматривать в текст или ремарки, чтобы вспомнить, что и как они должны сделать в тот или иной момент сценического времени. Поэтому удобнее для постановки оказываются рифмованные тексты.

 

6.4.1. Инсценирование стихотворений-“портретов”

 

Выберем небольшие стихотворения, которые дети легко выучат на слух. Начнем со стихотворений-“портретов”. Они строятся как описания, в них почти нет действия, но ребенку нетрудно будет показать описываемый предмет: по сути, задача актера – выразительно прочитать текст, сопроводив его необходимыми жестами и мимикой. Такой литературный материал очень удобен для работы с маленькими детьми как переход от выразительного чтения стихотворений к инсценированию.

У поэта В. Орлова есть целая серия стихотворных портретов: “Арбузы”, “Редиска”, “Карандаш”, “Мяч”, “Новая метла”, “Добрая речушка”, “Совет”, “Кобра”, “Гадюка”, “Удав”.

Они не нуждаются в предварительной драматизации, нужно только заранее решить, что будет делать исполнитель, читая текст. И это самый сложный элемент процесса инсценирования маленьких стихотворений.

 

Редиске вымыли бока,

В тарелку положили.

Она красна была, пока

Ее не раскусили.

(В. Орлов. “Редиска”)

 

Очевидно, что стихотворение невозможно показать, не разделив в финале редиску на две части. И сразу же приходят на ум два способа инсценирования этого стихотворения.

При первом ребенок выходит с блюдечком, на котором лежит крупная красная редиска, которой он сначала любуется, а в финале раскусывает и показывает зрителям белые половинки.

Второй способ требует костюма и перевоплощения актера в редиску. Появившаяся на сцене редиска может оглаживать свои красные вымытые бока, ложиться на чистую тарелку, а после паузы издавать хруст и распахивать костюм, как бы разделяясь на две половины.

 

Чушку вымыла речушка

И теперь сама как чушка.

(В. Орлов. “Добрая речушка”)

 

В этом крошечном стихотворении два персонажа. Мы можем представить, как речушка отмывает грязнулю. Изменяется окраска персонажей. Как это показать на сцене? Можно прибегнуть к переодеванию. Грязные детали костюма чушки в процессе отмывания снимаются с чушки и надеваются на речушку. А текст стихотворения поделить между исполнителями: первую строку произносит речушка, а вторую – чушка. А можно и наоборот. Но нужно помнить, что от перемены мест “слагаемых” в театральном примере “сумма” будет меняться.

 

Вариант 1

Речушка: Чушку вымыла речушка. (Реплика произносится персонажем, который старается хорошо сделать свое дело, отдает все силы, чтобы навести порядок, забывает при этом о себе и получает удовольствие от своей работы.)

Чушка: И теперь сама как чушка. (Чушка смеется! Она смотрит на испачкавшуюся речушку с удовольствием! Ведь ее, чушку, обвиняли в нечистоплотности, а теперь грязнулей стала аккуратная речушка! Вот смеху-то!)

Вариант 2

Чушка: Чушку вымыла речушка. (Чушка недовольна, она ворчит.) Речушка: И теперь сама как чушка. (Рассматривает себя с удивлением и ужасом.)

 

6.4.2. Инсценирование прозаических произведений

 

Если же текст написан прозой, то, по сути, постановка произведения силами детей осуществляется как импровизация на заданную тему: дети действуют, поняв логику сцены, ее содержание и смысл; при этом допускается некоторое отступление от авторского текста (актеры говорят своими словами, придерживаясь смысла, настроения, намерений персонажа).

У детей очень мало жизненного опыта, поэтому воспитатель-режиссер должен все время оживлять его, активизировать, а не сразу же предлагать свое решение, подсказывать, что именно нужно делать: ведь цель инсценирования не создать взрослый спектакль, а развить воображение ребенка, его коммуникативные способности, речь, пластику, жестикуляцию, мимику, сблизить его с тем или иным литературным или фольклорным персонажем и тем самым помочь ему глубже понять смысл произведения и характер персонажа, которого он играет, точнее было бы сказать – в которого он играет.

Дети очень любят сказки, поэтому с удовольствием играют в сказочных героев.

На этапе подготовки важно помочь детям не только понять содержание эпизода, но и осмыслить его, т.е. понять подтекст – чувства, намерения персонажей, отношения между ними.

После чтения эпизода (или всего произведения, если оно небольшое) побеседуем с детьми о том, что они услышали. В беседе используются вопросы как репродуктивного, так и аналитического характера. Первые помогают детям восстановить последовательность действий, вторые – понять чувства персонажей и логику развития действия. Приведем для примера беседу по драматизированной ранее народной сказке “Журавль и цапля”.

 

Вопросы для беседы с детьми по сказке “Журавль и цапля”

 

Это смешная или грустная сказка?

Хотелось ли вам, чтобы журавль и цапля поженились?

Почему журавль решил жениться?

Почему цапля отказала журавлю?

Что не понравилось цапле? Понравилось ли вам то, как сватался журавль? Послушайте, что он говорит.

 

Воспитатель перечитывает слова журавля.

 

Как журавль относится к цапле? Какие слова хотела бы услышать цапля? Понравилось ли вам, как ответила цапля журавлю? Одобряете ли вы поведение журавля и цапли? Что можно сказать о журавле и цапле по их поступкам, поведению? Что заставило цаплю изменить свое решение?

 

Воспитатель перечитывает фрагмент.

 

Чего хочет цапля?

Как отвечает ей журавль?

Как герои относятся друг к другу?

Почему же журавль теперь отказал цапле? Прав ли он? Кому вы сочувствуете больше?

Как сказитель отнесся к происшедшему? (Он сочувствует цапле, говоря: “Цапля со стыда заплакала!”)

Как вы думаете, почему сказитель еще раз рассказывает нам о сватовстве? Меняется ли что-нибудь в его повествовании? (Рассказы становятся все короче.) Почему?

Почему у этой сказки нет конца? Кто виноват в том, что происходит? Чего не поняли и не могут понять журавль и цапля? Что мешает им быть счастливыми?

Можно ли сказать, что журавль и цапля плохие и поделом им? Почему? Можем ли мы извлечь урок из этой сказки? Какой?

Для дальнейшей работы необходимо разбить текст на маленькие сцены, т.е. составить подробный план. Каждая сцена – действие. Эти действия и станут материалом для работы с детьми, теми задачами, которые будут решать дети вместе с руководителем.

 

План к сказке “Журавль и цапля”

 

1. Присказка – привлекает внимание слушателей.

2. Сказитель сообщает о жизни журавля и цапли на болоте.

3. Сватовство журавля.

4. Сватовство цапли.

5. Сватовство журавля.

6. Отказ цапли.

7. Сватовство цапли.

8. Сказитель сообщает о том, что герои так до сих пор и сватаются.

 





загрузка...
загрузка...