загрузка...

Лучшие экзаменационные сочинения

КЛАССИКА

 

АВТОР «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

Кто же он, создатель «Слова...»? Загадка его личности веками притягивает человечество. Стремление увидеть его, стремление разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного — неодолимо. Не будем забывать, что средневековое искусство было в основном анонимным и, в большинстве случаев, произведения не имели постоянного текста.

Давайте же попробуем вообразить его, создателя сего бессмертного произведения, опираясь на текст, ведь это, по сути дела, его душа. Лев Толстой говорил, что, кого бы ни изображал художник, мы ищем и видим в его произведении только его душу. Имени нет, биография забыта — остался только его духовный мир — глубокий, своеобразный, неповторимый. Он пережил не только автора. Слова, некогда начертанные на бумаге, прочнее каменных стен и деревянных сооружений.

Обратимся к тексту. Безусловно, автор в «Слове...» многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что «Игорь-князь соберет дружину ратную и прогонит с земли русской врагов ненасытных». На протяжении всего «Слова...» меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину, то упрекает в безрассудстве. А как ярко автор преподнес нам сцену побега Игоря из плена, насытил ее выразительными переменами. Это дает нам право думать, что автор был с князем во время побега, ведь так последовательно передано душевное состояние Игоря:

 

Вновь ни праха, ни пота

Не стирая с лица,

Мчится скоком и летом

К луговицам Донца.

Вьется соколом в небе

Все быстрей и быстрей...

 

Автор рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным сопоставления с соколом. Отношение поэта к его герою полнее всего выражено в знаменитом «Златом слове» Святослава. Это является одновременно и исторической оценкой личности, так как древнерусская литература не знала вымышленных персонажей.

Автор, несмотря на лаконизм, описывает не только весь двенадцатый век, но и захватывает еще и домонгольскую Русь, но он не позволяет себе высказать ни одного дополнительного пояснения: дальнейшее всепостижение в нашей воле. Это своеобразное умалчивание и делает читателей соавторами произведения: каждый из нас видит еще и то, что осталось за строками.

Мы поймем, что автор — настоящий творец слова, обратись к битвам. Они не только кровавы и тяжелы, но и «поэтически праздничны», как замечали критики. Поэт по-своему распоряжается временем. В разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-исторические отступления, вспоминая дела прежних лет. Временные отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому мы «Слово...» рассматриваем не как исторический документ, а как художественное произведение.

Создатель произведения великолепно владеет словом, умеет использовать устное народное творчество. Он — истинный патриот земли русской. Произведение наполнено ненавистью к половцам. Еще его отличает смелость слова. Он открыто упрекает князей и советует, призывает их к объединению.

И главное — это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. «Слово...» содержало в себе ростки будущей русской литературы.

 





загрузка...
загрузка...