Сочинения 2015 по русской литературе для 10-11 классов

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

План
I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина.
II. Эволюция представлений о смысле жизни.
1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта.
2. Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте.
3. Прорицание грядущего.
4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина.
5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс.
III. Актуальность философских мотивов в творчестве Пушкина.

Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времен и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни…
В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение молодого поэта:

 

…Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай.

 

(«Гроб Анакреона»)

 

Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетнего Пушкина. Но в годы ссылки поэт проникается настроением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчужденность героя от мира, неприятие им жизни «простых смертных», желание быть исключительным, предназначенным для великих дел:

 

Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья…

 

(Погасло дневное светило)

 

В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:

 

Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

 

(«Элегия»)

 

Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихотворении А. С. Пушкин уверенно говорит: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже другое светило русской литературы – Ф. М. Достоевский – произнесет крылатую фразу: «Только страдания делают человека человеком».
Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:

 

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

 

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных»)

 

Очень важное место среди философских мотивов лирики А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматривает он ее под очень разными углами:

 

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…

 

Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:

 

Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…

 

Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:

 

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…

 

Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:

 

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье <…>
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон – а не природа…

 

Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс:

 

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь…

 

(Свободы сеятель пустынный…)

 

Как видим, творчество Пушкина исключительно богато философскими мотивами. В стихотворениях разных периодов прослеживается творческое и мировоззренческое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.





загрузка...
загрузка...