Виды сочинений по литературе. 10—11 классы

РАЗДЕЛ 3

СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Характеристика типов логических сочинений

Сочинения логического характера относятся к так называемым традиционным сочинениям. Среди них можно выделить несколько видов по типу производимого анализа:

—  сочинения, представляющие собой характеристику одного или нескольких образов произведения, того или иного явления, события, периода;

—  сочинения, в которых формулировка темы уже содержит проблемный вопрос;

—  сочинения, представляющие собой анализ эпизода эпического произведения, фрагмента драматического произведения, стихотворения.

Сочинения, представляющие собой характеристику, могут содержать:

—  анализ образа какого-либо героя: «Эволюция образа Онегина на страницах романа А. С. Пушкина. Судьба Онегина»;

— сравнительный анализ нескольких образов: «Что роднит и что различает Татьяну и Ленского?», «Отец и сын Болконские»;

—  групповой портрет — анализ какой-либо социальной группы, прослойки общества: «Поместное дворянство в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин“», «Гости на балу у Лариных», «Печальная история деятельности чиновников в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“», «Водяное общество в романе М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“».

Заметим сразу, что при создании сравнительных и групповых характеристик очень распространена следующая ошибка: характеристика образов даётся не параллельно, а последовательно. В результате в одной работе присутствуют несколько слабо связанных между собой микросочинений, нередко представляющих просто рассказ о герое или группе персонажей. Самое трудное в сочинениях подобного рода — определить линии сопоставления образов, т. е. то, что в конечном итоге даёт нам возможность их противопоставить или включить в группу.

Проще обстоит дело с сочинениями, в формулировке темы которых уже содержится проблемный вопрос.

Кстати, лучше, если в сочинении-характеристике ученикам предлагается создать проблемную характеристику, т. е. написать сочинение-рассуждение с элементами повествования и описания, в котором задан угол зрения, определяющий направление анализа образа: «Андрей Болконский — передовой человек своего времени», «Чичиков как герой своего времени. Чичиков — тоже мёртвая душа?», «Почему „забав и роскоши дитя“ стало чужим для всех?», «Как связано место действия в романе А. С. Пушкина с образом Евгения Онегина?».

Однако чаще всего в формулировку темы выносятся проблемы нравственно-этические, философские: история России и судьба её народа, трагические и героические страницы родной истории; сложность и неповторимость человеческой личности; поиски смысла жизни и правды; проблемы чести, долга, любви, добра и доброты, милосердия, тема детства, семьи, культуры и т. д.: «Счастье бытия в романе Л. Н. Толстого „Война и мир“», «Проблема милосердия в романе А. С. Пушкина „Капитанская дочка“».

К ним примыкают и темы теоретико-литературного характера: «Роль пейзажа в произведении...», «Лирические отступления в романе „Евгений Онегин“», «Художественная роль образа дороги в произведениях Н. А. Некрасова», «Трагическое и комическое в произведениях М. А. Шолохова».

При обращении к этим темам нельзя забывать о следующей опасности: насколько доступны и интересны они ученикам. Так, Л. С. Айзерман сетовал: «Читаю эти темы и вижу живых, конкретных, реальных учеников и вновь убеждаюсь: не могут и не должны писать они такие сочинения».

Многие методисты и учителя-практики считают, что в старших классах должны преобладать сочинения другого плана: анализ эпизода, сопоставление двух или нескольких эпизодов, стихотворений, анализ стихотворения.

Некоторые учителя практикуют сквозные темы, которые предполагают анализ проблемы, образа, героя сразу по нескольким произведениям: «„Маленький человек“ в изображении А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова», «Петербург в русской литературе».

Сквозные темы тесно связаны с понятиями традиции и новаторства, развитием художественных приёмов. Рассуждения в сочинениях такого рода обычно выводят пишущего на проблемы общечеловеческого характера, о ценности и смысле бытия вообще. Подобные темы освобождают от стереотипов, учат видеть место каждого писателя в едином литературном процессе, но требуют более глубоких знаний по истории литературы и предполагают отношение к развитию литературы как к процессу. И всё же такие темы больше подходят для докладов на научных конференциях.

Особо следует выделить так называемые свободные темы, которые входили в комплект открытых тем, когда выпускной экзамен по литературе был обязательным. Их также можно отнести к проблемным темам, направленным на раскрытие вопросов нравственности: «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский), «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский), «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости.» (Н. В. Гоголь), «Тот самый пустой человек, кто наполнен собою» (М. Ю. Лермонтов).

 





загрузка...