Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, новелла, повесть, сказка, баллада, поэма, басня, очерк) XIX или XX века (автор назван, произведение выбирает ученик)

 

Тема достаточно перспективная для разработки. Небольшое произведение и прочитать можно быстрее, и осмыслить, кажется, проще. Но нужно помнить, что выбирать для анализа следует, конечно, лучшие образцы произведений малых жанров в русской литературе, а они «томов премногих тяжелей». При этом компактность, сжатое воплощение значительных идей требует своеобразных средств. О них должна идти речь параллельно с оценкой жизненного содержания, авторских идей.

Сама по себе формулировка «малая форма» неопределенна по значению. Основание для объединения произведений под эту рубрику только одно — относительно небольшой объем. Анализ идейно-художественного своеобразия произведения должен указать на единство содержания и формы, общие родовое и жанровое начала, проявляющиеся в тексте, и особенности индивидуальной авторской стилевой манеры, мировосприятия.

Достаточно часто произведение воспринимают с точки зрения жизненной ситуации, взаимоотношений персонажей, положенных в основание произведения. Анализ сводится к оценке как бы участника и свидетеля развернувшейся истории. Уровень авторских философских и нравственно-социальных обобщений, непрямых размышлений, образная суть создаваемых картин остаются неосвещенными. Узнаваемость, похожесть героев на живых людей, а сюжета на реальную жизнь — немаловажное достоинство реалистической литературы. Однако далеко не всегда достижение жизнеподобия является важнейшей задачей писателя (примеры: сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Старуха Изергиль» М. Горького, фантастико-сатирические повести М. А. Булгакова). И даже предельно реалистические образы русских писателей не иллюстрируют, а воссоздают жизнь под определенным углом зрения. Писатели всегда стремятся к обобщениям, значимым для каждого читателя и общества в целом.

Какие идеи и каким образом воплощаются в произведении — эти два вопроса при разработке темы должны быть равноценными. Тогда и текст будет осмыслен и прочувствован как идейно-художественное целое. Прежде всего требуется обнаружить и указать общее, повторяющееся, как бы привычный каркас — это жанрово-родовые признаки произведения и индивидуально-неповторимое, то, что отличает произведения анализируемого писателя от всех остальных — это индивидуальная стилевая манера и своеобразный взгляд на мир и человека.

Анализ накопленных нами тем сочинений, некогда предлагавшихся для разработки, показывает, что в большинстве случаев требуется проанализировать произведения эпического или лиро-эпического рода. Причем даже среди поэтических текстов на экзамене, контрольной работе, в заданиях ЕГЭ в основном избираются произведения сюжетные, с ярко выраженным главным героем, в которых есть действие, диалоги («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина).

В произведении эпического рода, как правило, в центр поставлен характер. В малых жанровых формах не может быть большого количества равноценных персонажей. Чаще всего в центре внимания находятся один-два героя. Жизнь их может быть воссоздана практически полностью или сообщено о важнейших поворотах судьбы, в этом случае можно говорить о так называемом житийном произведении (пример такого рассказа— «Судьба человека» М. А. Шолохова, поэмы — «Мцыри» М. Ю. Лермонтова). Но и в этом случае в центре сюжета оказываются те ситуации, в которых герой проявил свои важнейшие особенности наиболее ярко (нравственный «поединок» Андрея Соколова с комендантом лагеря Мюллером у Шолохова, бой с барсом у Лермонтова), а о других поворотах его судьбы упоминается бегло. Часто писатели вообще изображают один, но весьма значимый, ключевой для понимания характера, типа эпизод, случай («Смерть чиновника» А. П. Чехова). На анализе характерных особенностей главного героя в такой ситуации и нужно сосредоточить основное внимание.

При разработке тем этого типа во введении совершенно необходимо дать определение той жанровой разновидности, к которой относится избранное для анализа произведение, а в основной части, помимо идейно-содержательного анализа, требуется указать конкретные приметы проявления жанра, которые можно обнаружить в анализируемом произведении. Жанровая форма определяет во многом и особенности содержания, подхода к жизни, отбора материала, его изображения и оценки. Ниже предлагается трактовка важнейших жанровых понятий в формулировках, которые могут быть использованы практически непосредственно в сочинениях.

 

Рассказ

Прозаическое произведение, относительно небольшое по объему, хотя расхождения здесь весьма существенны. Есть рассказы на пол страницы (некоторые из цикла И. А. Бунина «Темные аллеи») и есть многостраничные житийные рассказы, превосходящие по размеру некоторые произведения, названные повестями («Судьба человека» М. А. Шолохова, «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына). Таким образом, можно назвать наиболее значимые приметы жанра: предметом изображения становится ограниченный круг жизненных явлений, в центре 1—2 характера, герой изображается не в процессе развития, перехода от одного состояния к иному, а в наиболее важных своих качествах, присущих ему вообще или на отдельных этапах жизни. Даже если происходят существенные изменения нравственного облика персонажа, как, например, в рассказе А. П. Чехова «Ионыч», писатель все же больше заставляет догадываться о том, под влиянием каких факторов менялся герой, чем и показывает сам процесс изменений.

Разновидностью жанра рассказа являются новелла и очерк. Границы между ними достаточно условны.

Новелла возникла в западноевропейской литературе. Там сложились присущие этому жанру особенности: динамичность действия, острая конфликтность интриги, неожиданность развязки. Изображение событий становится главным средством проявления характеров. Психологический анализ сводится к минимуму. Часто главным объектом изображения становятся сами по себе игра случая, неожиданные метаморфозы, фатальная роль случайного в жизни. Рассказы новеллистического типа, представленные в школьной программе, писали А. П. Чехов («Смерть чиновника»), И. А. Бунин (из цикла «Темные аллеи»).

Очерк тяготеет к описательности. Интрига (связи и противоречия, борьба героев) в нем может отсутствовать вовсе. Объектом авторского внимания становится состояние общества, нравы, царящие в нем. Зачастую авторы кладут в основу очерка действительно происходившие события, рассказывают о реальных людях. Даже вымышленные сюжеты рассказов очеркового типа писатели стремятся максимально приблизить к действительности. Но все же художественный очерк непременно содержит элементы авторского обобщения, типизации. Очерковые рассказы, с которыми встречаемся в школьной программе, — «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина.

 

Повесть

Для этого жанра характерны: более развернутый событийный ряд, охват достаточно большого временного отрезка, что позволяет достаточно полно изобразить несколько персонажей или показать становление и развитие, динамику, движение одного героя, поставленного в центр произведения. Большую роль в повести играют авторские описания, пейзажи, передача душевного состояния героев. Действие чаще всего развивается последовательно. Автора интересует не столько интрига, событийный ряд, сколько само состояние жизни, ощущения людей. Большое значение в повести имеет рассказчик, воссоздающий и прямо или косвенно оценивающий события. Часто он выступает как персонифицированный рассказчик, один из персонажей. Образцы жанра повести в русской литературе — «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Степь» А. П. Чехова, «Детство» М. Горького, «Деревня» И. А. Бунина, «Последний срок» В. Г. Распутина.

 

Баллада

Термин образован от французского слова Ballade, означающего «танцевальная песня». В средневековой поэзии балладой называли лирическую хороводную песню. Существовала строго закрепленная форма баллады. Три строфы по восемь строк и заключительная строфа из четырех. В литературе XIX—XX веков значение термина изменилось. Балладой называют лиро-эпическое произведение в стихах. Особенность баллады — наличие некой истории, рассказа о происшествии, сюжета. Основой содержания являются исторические события, героические предания и легенды, фантастические сюжеты. Изображаются трагические, мистические, таинственные случаи. В Англии были широко известны народные баллады о Робине Гуде. В Средние века жанр распространялся и в иных странах. В эпоху предромантизма и романтизма на рубеже XVIII—XIX веков этот жанр стал развиваться во многих европейских литературах. В России XIX века баллады писали В. А. Жуковский («Людмила», «Светлана»), А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Лермонтов («Баллада», «Русалка», «Морская царевна»), А. К. Толстой («Песня о Гаральде и Ярославне», «Боривой») и многие другие поэты. Постепенно сохраняются и закрепляются такие признаки жанра, как сюжетность, диалогичность, обращение к мистико-фантастическим и историческим событиям. Героический аспект содержания стал основой баллад советских писателей (Н. Тихонов «Баллада о синем пакете», М. Светлов «Гренада»).

Поскольку в школьных программах стабильно представляются баллады В. А. Жуковского, на них и нужно обратить особое внимание при обращении к этой разновидности малых литературных жанров.

 

Поэма

Поэма — лиро-эпический жанр, крупное сюжетное стихотворное произведение.

Лирическое и эпическое начала могут сочетаться в поэмах по-разному. В романтических поэмах, например в «Цыганах» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, преобладает лирическая стихия. На первом плане переживания личности. Автор обращается к философским вопросам, решает проблемы этики и нравственности. В реалистических поэмах большее значение имеют эпическое повествование, оценки социальных особенностей изображаемой жизни. Примером здесь может служить поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В XX веке жанр поэмы в русской литературе активно развивался. Социально-философское обобщение, попытку писателей в условной форме воплотить свое понимание глобальных перемен революционной эпохи можно увидеть в поэме А. А. Блока «Двенадцать», В. В. Маяковского «150 000 000», С. А. Есенина «Инония». Утверждается в качестве важнейшего принцип равного внимания к лирическому восприятию и эпическому отражению мира. Лиро-эпические поэмы «Хорошо!» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Реквием» А. А. Ахматовой социальноисторическую проблематику сочетают с изображением субъективно-личностного восприятия жизни.

 

Басня

Так называется короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Чаще всего сюжет басни заключает в себе некую аллегорию, иносказание. Целью автора являются поучение, воспитание, воплощение важной общественной идеи. Часто в баснях присутствует комическое начало, даже сатирическое изображение типов, характеров, нравов. Сложился круг традиционных басенных образов и мотивов. За образами очеловеченных животных, чаще всего участвующих в действии басни, без труда угадываются типы человеческих характеров. Персонажи, предстающие в басенных сюжетах, не индивидуализируются, авторы басен стремятся к максимальной типизации изображаемых характеров. Герои басни чаще всего — как бы слепок, воплощение черт целого общественного слоя, качеств, присущих многим людям. Тема, требующая анализа басни, может быть связана только с творчеством И. А. Крылова, но во введении необходимо вспомнить также, что, кроме него, в русской литературе этот жанр развивался в творчестве А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера. Расскажите о том, что многие басенные сюжеты Крылов заимствовал и переосмыслил, назовите древнегреческого баснописца Эзопа, французского — Ж. Лафонтена. Продолжали развивать жанр Козьма Прутков (пародийные басни), Д. Бедный и С. Михалков (социально-политические басни).

 

Сказка

В образовательный минимум для выпускников включены только литературные сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. О них пойдет речь в соответствующей части тренажера.

Исходя из уже сделанных рекомендаций, покажем на примерах, какой может быть последовательность разработки, написания и самооценки сочинения на

тему рассматриваемого типа.

 





загрузка...