Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

 

Сочинение пишется конечно же на основании хорошего знакомства с творчеством Бунина и при наличии общих представлений об эпохе литературной и общественной жизни, в рамках которой развивалось его творчество.

Во вступлении, как всегда, следует передать свое понимание темы, проблемы, положенной в ее основание, осветить несколько более широкие, выходящие за рамки конкретного произведения вопросы.

Ответьте для себя предварительно на ряд вопросов, важных при разработке любой темы рассматриваемого типа. Этот алгоритм (целенаправленная последовательность действий, в данном случае постановка вопросов) может быть использован и при разработке многих других типов тем.

 

Вопросы и задания

1.  Время создания произведения?

1916 год. Военный для мира и России. Канун революционных событий. Кризисность, трагедийность, предчувствие драматических перемен жизни у многих писателей этого времени.

2.  Важен ли для автора общий характер эпохи?

Не особенно, на первый взгляд. Ведь разрабатывается «вечная тема» — тема любви. Автор стремится воплотить свое понимание ее значения для человека, роли в жизни.

3.  Находят ли приметы времени отражение в произведении?

Кажется, что только в качестве внешнего фона действия. Но вспомним, что Серебряный век, кроме расцвета художественных форм, характеризовали еще и кризисные явления в области общественного сознания, декадентские настроения, ощущения упадка, заката культуры. Не нашли ли отражения эти приметы времени в трагедийном конфликте рассказа?

4.  В рамки какого течения, направления можно его вписать?

Бунин — реалист, но в век модернизма он не мог находиться вне влияния новых литературных форм, сам активно их разрабатывал. Символизация, как правило, кратких сюжетов, многозначность деталей, подтекста для него так же значимы, как и пластичность характеров, зримость происходящего. Во взаимодействии реализма и модернистских тенденций формируется неповторимый стиль писателя.

5.  Содержательно-тематическая связь с другими произведениями того же автора.

Тема любви одна из наиболее важных для Бунина. Ей посвящены рассказы «Солнечный удар», «Митина любовь», цикл «Темные аллеи», многие другие произведения.

6.  Общие жанровые признаки произведения, предопределяющие некоторые особенности его формы и содержания.

Рассказано обо всей, но короткой, стремительной и яркой жизни девушки. Героиня показана, как и положено в рассказе, с одной, наиболее значимой для автора стороны. Поэтому автору понадобились динамичность действия, острая конфликтность интриги, неожиданность развязки — приметы новеллы.

Так из ответов на вопросы складывается тезисный план вступления. Раскрытие, развитие тезисов оформляется в текст вступления.

В 1916 году выходит в свет рассказ Бунина «Легкое дыхание». К этому времени Бунин — один из известнейших русских поэтов и прозаиков, лауреат пушкинской премии, писатель, чья популярность связана не только с воссозданием богатого внутреннего мира человека, но и с произведениями социально-исторического плана («Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», сборник стихов «Листопад», перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло). Главный жанр, разрабатываемый Буниным в прозе, — рассказ. Рассказы 1910-х годов отличаются подчеркнутой бытовой детализацией, сочетающейся с широкими символическими обобщениями, размышлениями об общем смысле бытия.

Тема любви — одна из наиболее важных для Бунина. Ей посвящены рассказы «Солнечный удар», «Митина любовь», цикл «Темные аллеи», многие другие произведения. Рассказы «Легкое дыхание», «Грамматика любви» развивают тему трагической любви в творчестве Бунина. Трагизм, драматические переживания и предчувствия вообще характерная примета Серебряного века. И в «Легком дыхании» писатель рассказал обо всей стремительной, как вспышка, жизни Ольги Мещерской. Повествование отличается динамичностью действия, острой конфликтностью интриги, неожиданностью развязки. Героиня показана с одной, наиболее яркой и значимой для автора стороны. Краткость рассказа определяет значимость каждой детали. Эти особенности содержания и формы рассказа я и попытаюсь рассмотреть.

Основная часть — это работа с текстом произведения. Нужно обосновать выдвинутые во вступлении идеи, развить намеченные положения, проиллюстрировать и доказать справедливость суждений.

Здесь тоже возможна опора на относительно универсальный вопросник, как на основание тезисного плана. При анализе отдельных произведений наполнение ответа на конкретный вопрос может быть более или менее существенно, но все-таки задумайтесь над каждым из приведенных ниже вопросов. Дайте на них краткий ответ в произвольной форме.

 

Вопросы

1.  Каков смысл названия?

Оля Мещерская употребляет понятие «легкое дыхание» в прямом значении. Автор его переосмысливает, и в конце рассказа оно уже звучит как метафора, символ. Легкое дыхание — это молодое, живое обаяние героини, жизнь, любовь.

2. Есть ли особое значение, заключенное в имени героя?

Бунин считал, что имя для героя очень важно. Мещерская? Мещера — среднерусский, речной, лесной, болотистый, таинственный край. Родина русских загадок и сказок... Нечто дворянско-аристократическое в этом имени, как и во всей натуре героини.

3.  В каких жизненных обстоятельствах раскрывается характер или важнейшая черта героя?

В любви. Героиня создана для нее, у нее есть «легкое дыхание». Но для Ольги жизнь и любовь обернулись грязной, страшной, трагической стороной. Это авторская концепция любви-вспышки, мгновения слишком яркого и короткого света.

4. Как оттеняют, помогают понять героя иные персонажи произведения?

Любовники Ольги никак на нее не влияют, она о них не думает, они — почти случайность. Служит она тому, что живет в ней, направляет ее жизнь-полет. Классная дама воплощает иной тип существования — прозябание, мечты, отсутствие действительной жизни-деяния, поступка.

5.  Высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации?

Очень сдержанно.

6.  Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?

В основном косвенно выражает свою точку зрения, направляет мысль читателя. Заставляет сравнить и сделать выбор, что лучше — короткая, но интенсивная и яркая, или долгая, но бездеятельная жизнь.

7.  Какие элементы сюжета и в каких сочетаниях представлены в произведении?

Об Оле размышляет ее классная дама, излагает события ее короткой жизни автор-повествователь.

8.   Есть ли внесюжетные элементы?

Повествователь берет слово, сам рассуждает о превратностях судьбы, роли любви в жизни.

9.   Какова роль портрета и пейзажа в произведении?

Портрет — самое главное средство характеристики героини, ее классная дама как бы сознательно лишена портретных особенностей. У нее отмечаются детали одежды, поведения, внешнее, а не внутреннее. Нет глаз — нет жизни души?

10.  Дайте общую оценку композиции произведения. Используются ли дополнительные средства композиции?

Кольцевая композиция: кладбище — кладбище, но в середине жизнь, любовь, борьба, смерть.

Вставной элемент композиции — страница дневника девушки (самохарактеристика персонажа).

11.  В чем сходство и отличие речи автора и речи героев в произведении?

Речь героини в дневнике менее эмоциональна, это как бы записи налету, они стремительны и непоследовательны, отражают характер.

12.  Существуют ли авторитетные, известные вам точки зрения, оценки произведения?

Это произведение рассматривается в учебных пособиях в ряду других как ключевое и показательное для понимания концепции любви у Бунина.

Следующий этап работы — подборка иллюстративного материала. Цитаты из текста анализируемого произведения для этого типа сочинения подобрать несложно. Важно употребить их разнообразно, к месту и в меру.

Помните, что произведение — это единое целое, воплощение данного содержания через индивидуально неповторимую форму этого произведения. Не стремитесь в основной части механически развести анализ идейной и формально-художественной сторон произведения. Но всегда старайтесь одно объяснять и обосновывать через другое. При этом ваше прочтение должно быть объективным, но самостоятельным. Вы не обязаны трактовать любое произведение абсолютно оригинально и самостоятельно с точки зрения мысли и идей, прочтения. Но сочинение выиграет, если вам удастся в ходе анализа воплотить собственное ощущение, восприятие героев, авторской точки зрения, эмоций и мыслей, рождаемых текстом.

Смысл названия рассказа «Легкое дыхание» очень важен для понимания идей писателя. Оля Мещерская употребляет понятие в прямом значении. Автор его переосмысливает, и в конце рассказа оно уже является метафорой-символом. Легкое дыхание — это молодое, живое обаяние, которым обладала Оля Мещерская. Ее неудавшаяся, с точки зрения начальницы и классной дамы, жизнь трагична вовсе не потому, что она оказалась обманутой Алексеем Михайловичем Малютиным, а потому, что у Бунина любовь вообще не может принести счастья, длительного, постоянного. Любовь — это миг, она подобна «солнечному удару», «легкому дыханию». Почувствовав, ощутив на себе силу любви, человек оказывается одиноким и несчастным. Примеры такого восприятия любви можно увидеть в рассказах «Солнечный удар», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Руся». Но и человек, который не любил, тоже несчастен.

Рассказ невелик по объему, но построен довольно сложно. Об Оле Мещерской размышляет ее классная дама, излагает события ее короткой жизни автор-повествователь, немаловажную роль играет вставной элемент композиции — страница дневника девушки (самохарактеристика персонажа). Но объяснить саму суть любви герои Бунина не могут. Ольга лишь отмечает: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума...»; классная дама, сама никогда не знавшая этого чувства, и не пытается что- то объяснять, ей достаточно мечты, придуманного сожаления о прекрасном, автор-повествователь лишь констатирует факт, что любовь разлита в весеннем воздухе. Но тем не менее отношение героев к любви определяет состоятельность человека, его духовную значимость.

Главными героями рассказа являются Ольга Мещерская, гимназистка, и ее классная дама. Классная дама мертва уже при жизни. В мечтах ей не жаль «отдать полжизни, лишь бы не было перед глазами этого мертвого венка». На самом же деле, если бы не трагически-скандальная смерть воспитанницы, то жить ей было бы просто нечем. И в глубине души «маленькая женщина» счастлива. Жизнь Ольги была очень короткой, но настоящей, полной движения настолько, что ее жизни хватило еще и на жизнь классной дамы.

Особую роль в рассказе в связи с этим приобретает деталь портрета. Автор как начал с описания фотографического портрета на кладбище, где отмечены «необыкновенно живые» глаза Оли, так и до конца рассказа подчеркивает живость, подвижность характера героини: она «вихрем носилась», «с разбегу остановилась». Образ девушки динамичен. Усиливает эту динамичность сияние глаз героини: «сияя глазами, побежала наверх».

«Маленькая женщина», «немолодая девушка» — эти эпитеты ярче всего говорят об ущербности наставницы. При создании образа этой героини писатель не рисует ее портрета, указывает на детали ее туалета (черные лайковые перчатки, зонтик из черного дерева) или характер поведения («мелко крестится и идет по главной аллее»).

Бунин не верит в возможность какого-то житейского счастья, нет места такому неземному чувству в каждодневном рутинном существовании. Это подчеркивает кольцевая композиция рассказа: начинается с кладбища и кончается кладбищем. Образ «гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами» накрепко связывается с могильным крестом. «Легкое дыхание» мертвой Ольги Мещерской живо в мире, ее глаза так же светятся на могильной фотографии, как и при жизни, а глаз наставницы писатель не изображает.

Вывод, заключение — наиболее краткая часть сочинения, обобщающая, повторная, закрепляющая наблюдения, оценка произведения с точки зрения темы сочинения.

Специальный вопрос, над которым стоит подумать, разрабатывая заключение к рассматриваемому типу сочинений:

Можно ли связать проблематику, тему и идеи анализируемого произведения с современностью, чем оно интересно, актуально для сегодняшнего дня?

В случае с анализируемым сочинением ответ мог быть примерно таким: Бунин поставил вопрос, важный для людей различных эпох. Его взгляд на любовь как самое прекрасное явление жизни близок многим.

Таким образом, «Легкое дыхание» — рассказ о любви, которая в творчестве писателя всегда трагична и иной быть не может. Но одновременно любовь для Бунина и высокая трагедия, без которой жизнь человека вообще можно считать несостоявщейся. Бунин поставил вопрос, разработал тему, важную для людей различных эпох. Его взгляд на любовь как самое прекрасное явление жизни, дающее смысл человеческому бытию на Земле, но краткое, часто драматическое событие, близок многим. Очарованность жизнью, удивление перед ее красотой и краткостью — эти чувства рождает у современного читателя проза Бунина, рассказ «Легкое дыхание».

При предельном лаконизме повествования авторская мысль масштабна: частное событие становится предметом философского обобщения и размышления. Легкое дыхание (любовь и красота) не исчезло из жизни, оно «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Целостный анализ и восприятие художественного произведения с точки зрения его содержания и формы, особенности и примеры которого были показаны в двух разделах, — основа и при разработке иных, рассматриваемых ниже типов тем.

 

 





загрузка...
загрузка...