Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (эпизод и произведение указаны)

 

Анализ отдельного фрагмента художественного произведения предлагается как основа для заданий первой части ЕГЭ по литературе. Тематика сочинений также зачастую связана с необходимостью интерпретировать важную часть, сцену. Эпизоды, предлагаемые для интерпретации и анализа, не бывают случайными, малозначительными. При разработке такой темы нужно в первую очередь соотнести часть с художественным целым, определить, какую роль играет эпизод в формировании идеи всего произведения, как связан с иными структурными частями текста.

Поэтому основанием для уверенности, что эта тема может быть вами раскрыта успешно, должны быть не размеры эпизода и надежда быстро его прочитать, а знание всего произведения, расстановки и связей действующих лиц, понимание авторской концепции жизни, воплощенной в нем, и других аспектов содержания и формы произведения.

 

Вопросы и задания

1.  Определите, какой сюжетно-фабульной частью является эпизод, какую роль он играет для целостной мысли, художественной идеи, впечатления.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — кульминация главы «Фаталист», финальное объяснение Онегина и Татьяны в «Евгении Онегине» — развязка конфликта, сцена вранья Хлестакова в «Ревизоре» — наиболее полное самораскрытие внутренних, естественных качеств героя, расслабившегося после пережитого страха.

Исходя их этого, свяжите свои рассуждения указанием, что в первом случае сцена проявила характерные для Печорина черты — смелость, решительность, стремление к действию, но, в отличие от множества иных случаев, его деяние привело к общественно необходимым, положительным в моральном отношении последствиям. В финальной главе — это как бы указание на альтернативу разрушительной («Княжна Мери») или бесцельной («Тамань») активности героя.

Во втором случае сцена требует анализа всей истории взаимоотношений героев, анализа их мировоззрения, обусловившего поведение в развязке.

В третьей сцене в центре не только Хлестаков, но весь мир чиновничества, в котором царят обман и страх. Ведь суть всех превращений героя в его россказнях в том, что его тем больше боятся, чем выше он возносит себя в чиновничьей иерархии. А сам по себе Хлестаков — лишь поэт, увлекающийся романтик лжи, только что переживший унизительный страх быть привлеченным за неуплату. Он и возносится в мечтах так высоко, потому что велика его радость, что удалось избежать падения так низко.

2.  Какие элементы художественного целого можно отметить в эпизоде?

Важнейшие литературоведческие понятия, необходимые для целостного анализа произведения, — сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, лирическое отступление, психологический анализ, внутренний мир, речевая характеристика, внутренний монолог, диалог, художественная деталь, портрет, пейзаж, жанр, смысл отдельной структурной части текста (названия, финала, эпиграфа, эпилога), комическое, трагическое, антитеза, гротеск, стиль, романтизм, реализм, фантастика, символ (символический образ), рассказчик, автор, повествователь, ремарка — трактуются в разделе о художественном мастерстве. Там ограничение связано с необходимостью обратить большее внимание на одно из художественных средств, понятий, использованных в произведении, здесь следует выяснить, какие из них и с какими целями использованы в эпизоде.

В первом из рассматриваемых примеров значимым может быть обращение к таким понятиям, как сюжет, кульминация, портрет, художественная деталь, психологический анализ, внутренний мир, речевая характеристика, внутренний монолог.

Во втором говорить о внутреннем монологе нет оснований, но зато весьма активен, как и во всем романе, автор, о его позиции, оценках и путях их выявления сказать можно. Герои резко расходятся в поведении и оценках ситуации — это признак антитезы, что тоже следует отметить не ради констатации, а чтобы подчеркнуть остроту противоборства героев, любящих друг друга, но так по-разному видящих мир и оценивающих свою роль в нем.

Комическое, гротеск, ремарка — эти понятия наряду с иными нужно вспомнить, анализируя третью сцену.

В качестве примера сочинения на одну из названных тем использована работа с предэкзаменационного тренировочного сочинения.

 





загрузка...
загрузка...