Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Роль сцены объяснения Онегина и замужней Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Во вступлении автор дает тезисное выражение своего понимания нравственно-социального конфликта, авторской позиции, положенных в основание романа.

Роман «Евгений Онегин» имеет необыкновенно долгую историю создания. Поэт приступил к работе над произведением еще в романтический период творчества, а закончил уже в зрелом возрасте, когда его мировоззрение окончательно сложилось. «Евгений Онегин» по праву считается первым реалистическим романом в русской литературе. В отличие от произведений романтической эпохи, в которых акцент делается на индивидуальные особенности характера героя, здесь персонажи показаны в социальном контексте и сочетают в себе как конкретно-исторические, так и общечеловеческие черты.

Основная идея романа — превосходство русского патриархального народного уклада нал европейским. Она раскрывается с помощью последовательно проведенной антитезы: Онегин—Татьяна.

Подчеркнутая нами мысль не бесспорна, ее нужно обосновывать на достаточном материале в основной части. Противоположность героев прослеживается автором сочинения последовательно и с точными указаниями на необходимые сюжетные части, детали, авторские констатации. Отношение к семье, простому народу, круг чтения — все обнаруживает несходство.

Главный герой — это человек европейского склада. Он намеренно лишен семьи и воспитывается, как и большинство дворянских детей, гувернером:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

Monsieur l'Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя...

 

Образование, полученное им, поверхностно, оно подменено умением «легко мазурку танцевать», «кланяться непринужденно», «по-французски совершенно... изъясняться и писать». Татьяна же воспитывается в исконно русских традициях, за ней присматривает даже не гувернантка, а няня.

Большую роль в характеристике героев играет круг их чтения. Татьяна, например, зачитывается сентиментальными романами Руссо и Ричардсона:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

 

Подобно героине романа, она пишет письмо Онегину и ожидает от него соответствующего поведения.

 

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж верно был не Грандисон.

 

Онегин предпочитает модные произведения Байрона, Гете, поклоняется культу романтизма, воспевающему свободу как вседозволенность, эгоцентризм, величие собственного «я». Он стоит вне системы координат русской жизни: вне церкви, вне семьи, вне сословных обязанностей. А брак герой считает покушением на свою главную ценность — свободу.

От исследования целого в важнейшей части сочинения автор переходит к более тщательному анализу собственно эпизода, указанного темой.

Наиболее контрастное противопоставление героев дано в восьмой главе. Здесь повторяется та же ситуация, что и при первом знакомстве героев. Разница заключается лишь в том, что теперь Онегин пишет Татьяне любовные письма. Чувства его искренни, хотя и нельзя отрицать его самолюбивого желания покорить «светскую львицу». Онегин признается Татьяне, что ошибся, отказав ей:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел...

Как я ошибся, как наказан!

 

Но ошибается герой и теперь. Ведь он, признавшись в любви замужней женщине, толкает ее на совершение греха — измену мужу. Поступок Онегина низок еще и потому, что муж Татьяны является его старым другом.

Татьяна, выросшая в патриархальной среде, свято чтит христианские ценности. Она никогда не нарушит данного ею обязательства:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить...

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 

Онегин не понимает мотивов ее отказа. Ведь героиня отвечает так не потому, что не любит Евгения или не верит в возможность счастья с ним. Она действует, руководствуясь чувством долга, которое осмыслено поэтом как глубокая основа национальной народной нравственности.

В сцене объяснения герои противопоставлены и как светские люди. Выйдя замуж, Татьяна очень изменилась. За два года она из провинциальной девушки превратилась в настоящую аристократку. Многие критики даже считали такое быстрое преображение невозможным. Пушкин соглашался с ними, но менять что-либо не хотел.

В Татьяне нет и намека на характерную для высшего света вульгарность, во всем ее облике видно благородство:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

 

Татьяна — аристократка по духу, она не ценит «пышность» высшего света, а его мишура ей «постыла»:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада...

За полку книг, за дикий сад...

 

Полную противоположность в этом составляет ей Онегин. Под внешним лоском скрываются душевная пустота и безнравственность. Он всецело находится во власти страстей.

Финал романа называют открытым. Согласно литературным традициям того времени, автору следовало либо «убить», либо «женить» героя, он же «расстается» с ним сразу после сцены объяснения. Как считал сам Пушкин, разговор с Татьяной должен был стать началом внутреннего преображения героя. Не показано оно лишь потому, что автор не хотел повторяться, так как антипод онегинскому типу уже дан в романе — это образ Татьяны.

Заключение еще раз воплощает убежденность автора в правильности своей трактовки. Можно согласиться хотя бы с тем, что она основательна, так как строится на изучении текста, подкрепляется ссылками на восприятие романа современниками, авторские самооценки его.

Таким образом, сцена объяснения Онегина с замужней Татьяной играет важную роль в раскрытии идеи романа. Без нее не была бы возможна зеркальная композиция, а произведение не приобрело бы целостности. Объяснение помогает и более полно охарактеризовать героев, завершить обрисовку их образов. Разговор является апофеозом благородства Татьяны, со всей отчетливостью показывает нравственную чистоту, народную основу отношения героини к миру, умеющей сделать правильный выбор, определяемый чувством долга. Сцена объяснения показывает и последнее искушение Онегина. Он не сразу сумел разобраться, как следовало поступать в возникшей ситуации. Страсти, суета, эгоцентризм все еще властны над ним. Но все в последней сцене построено автором так, чтобы показать, что герой на пороге, на пути к нравственному очищению, преображению.

 





загрузка...