Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны)

Анализ лирического текста — материал второй части ЕГЭ по литературе, сочинение по стихотворению всегда предлагается в списках тем сочинений любого профиля. При обращении к этой теме важно четко уяснить смысл важнейшего для этого типа тем понятия.

Лирика — это род литературы, в котором главное не что изображается, а кто и как воспринимает мир в целом или отдельных проявлениях. Этот «кто» именуется лирическим субъектом, лирическим героем. Лирика — это не всегда стихи, и не все ритмически организованные строки с последовательно чередующимися относительно однообразно организованными отрезками — лирика. Но в школьной практике эти исключения не так существенны.

 

Вопросы и задания

1. Вступление.

Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.

Характеристика лирического героя, его внутренний мир.

Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.

2. Основная часть.

Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?

Статично лирическое чувство или оно развивается?

Как, через какие этапы проходит его развитие?

Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?

Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).

Важнейшие тропы: сравнение; метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет — красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение — наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола — преувеличение, литота — преуменьшение.

Особенности построения (композиции).

Строфика (строфа — группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.

Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.

Какую роль играет цветовая символика, рифма?

Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначатие).

Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?

Определите жанровую разновидность стихотворения, если это возможно и поможет выявить содержательные аспекты. Учитывайте содержание и форму стихотворения: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.

3. Заключение.

Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.

1) Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.

2) Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.

Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов — важнейшая задача сочинения, на осуществление которой должно быть направлено все его содержание, все разделы.

Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе сочинений достаточно условно. Сам материал диктует свободную, лирическую структуру работы.

Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.

Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).