Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны)
Анализ лирического текста — материал второй части ЕГЭ по литературе, сочинение по стихотворению всегда предлагается в списках тем сочинений любого профиля. При обращении к этой теме важно четко уяснить смысл важнейшего для этого типа тем понятия.
Лирика — это род литературы, в котором главное не что изображается, а кто и как воспринимает мир в целом или отдельных проявлениях. Этот «кто» именуется лирическим субъектом, лирическим героем. Лирика — это не всегда стихи, и не все ритмически организованные строки с последовательно чередующимися относительно однообразно организованными отрезками — лирика. Но в школьной практике эти исключения не так существенны.
Вопросы и задания
1. Вступление.
Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.
Характеристика лирического героя, его внутренний мир.
Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.
2. Основная часть.
Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?
Статично лирическое чувство или оно развивается?
Как, через какие этапы проходит его развитие?
Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?
Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).
Важнейшие тропы: сравнение; метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет — красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение — наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола — преувеличение, литота — преуменьшение.
Особенности построения (композиции).
Строфика (строфа — группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.
Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.
Какую роль играет цветовая символика, рифма?
Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначатие).
Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?
Определите жанровую разновидность стихотворения, если это возможно и поможет выявить содержательные аспекты. Учитывайте содержание и форму стихотворения: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.
3. Заключение.
Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.
1) Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.
2) Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.
Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов — важнейшая задача сочинения, на осуществление которой должно быть направлено все его содержание, все разделы.
Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе сочинений достаточно условно. Сам материал диктует свободную, лирическую структуру работы.
Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.
Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).