загрузка...

Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Анализ стихотворения А. А. Блока «К МУЗЕ»*

 

Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жизни людей, о влиянии творчества на творца, о связи искусства с вопросами морали, нравственности. Но отвечает на эти вопросы, связанные с темой поэта и поэзии, А. Блок очень оригинально, необычно, нетрадиционно. Исследователи творчества Блока говорят, что это было связано с изменением характера времени, с кризисом традиционной системы нравственных и религиозных ценностей, а также с философскими поисками символистов. «Именно в символизме и нашла свое прямое выражение великая трагедия современного поэтического слова, которое, задыхаясь среди каменеющих громад нигилистического сознания, бунтует, и бьется, и истекает кровью, пытаясь во что бы то ни стало раздвинуть тесные стены своей темницы и вырваться из душного подземелья на светлые просторы религиозного приятия жизни», — пишет Б. М. Энгельгардт.

Трагическое мироощущение проявляется уже в первой строфе стихотворения. В напевах Музы поэт слышит весть о гибели, проклятие священных законов. Муза увлекает лирического героя в ад. В третьей строфе это падение лирического героя вслед за своей Музой прямо приводит их к «неяркому, пурпурово-серому» кругу. Символика цветов указывает на круги ада, речь идет именно о преисподней. Муза, творчество обладает такой страшной силой, что может «низвести» не только поэта, но даже ангелов.

В четвертой строфе в стихотворение входит тема безразличности Музы к вопросам морали, добра и зла: «Для иных ты — и Муза и чудо. Для меня ты — мученье и ад». И в дальнейшем речь идет в основном о «взаимоотношениях» лирического героя-поэта с такой Музой, людьми, покоренными ею, созданиями, вдохновленными ее песнями. Поэт хотел бы, но не может оставить свою Музу, вынужден принимать страшные дары — «проклятье красоты», «страшные ласки», «роковую отраду», «безумную усладу». Эти оксюморонные словосочетания делают рисуемую картину еще более контрастной и страшной. Муза хочет поселить в мире и душе поэта непримиримое, хочет, чтобы поэт ощутил прелесть «попиранья заветных святынь».

Во многом Блок передает в этом стихотворении то мироощущение, которое принято называть декадентским. И не случайно его Муза приходит к поэту как посланница ночи, времени, когда побеждают силы преисподней, зла. Она заменяет лирическому герою смерть, как бы дает через себя познать потусторонее: «Не погиб я, но лик твой заметил и твоих утешений просил».

Исследователи жизни и творчества Блока подчеркивают, что нельзя в этом стихотворении видеть кредо самого поэта. Он говорит об одной из примет страшного мира, где даже творчество становится разрушительным, не утрачивая связи с прекрасным. А сам Блок в нравственном отношении был традиционным, тонким и хорошо знавшим границу добра и зла. Блок — поэт очень артистичный и надевает в облике лирического героя разные маски, в том числе и страшные.

Задания

1.  Используя материал сочинения, разделите стихотворение на композиционные части, заполните приведенный в начале раздела вопросник для анализа лирического стихотворения.

2.  Самостоятельно заполните вопросник и напишите сочинение на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."».

Некоторая часть заданий творческого типа в комплекте заданий ЕГЭ предусматривает анализ лирического стихотворения. Хорошую работу такого плана

вполне можно построить, опираясь на знание материала и те методические рекомендации по работе над сочинениями о лирике, которые изложены выше.

 





загрузка...
загрузка...