Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Темы сопоставительного характера (сформулированы по русской литературе XIX или XX века; автор и произведение указаны)

 

Формулировки таких тем чаще всего предполагают сравнение конкретных персонажей, характеров.

Может быть предложено сравнить двух героев одного произведения («Два женских характера в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"»), героев или группы персонажей различных произведений одного или разных писателей («Изображение поместного дворянства в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина и в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя»).

Несколько иная задача — сравнение одного из персонажей произведения, так сказать, с самим собой, но на ином этапе развития, жизни («Онегин в Петербурге (На материале 1-й и 8-й глав романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин")»).

В произведениях некоторых писателей, например А. С. Пушкина, А. Т. Твардовского, особенно интересно и многообразно проявляется авторское начало. Некоторые темы могут предложить сопоставить героев и авторов произведения («Автор и главный герой в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин"»).

Весьма непросто осмыслить и раскрыть темы, нацеливающие на сопоставление, принцип которого не указан, но может быть прояснен, если верно понято произведение. Например, «Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"». Здесь требуется осмыслить произведение в целом, понять авторское отношение к двум российским столицам как особым мирам, где существенно отличаются характеры жителей, основы их отношения к бытию. Затем нужно отобрать героев, ситуации, сюжетные и конфликтные положения, где эти отличия предстают наиболее отчетливо. Эти принципы должны лежать и в основании разработки других тем подобного типа.

Иногда требуется сопоставление тематики, проблематики, образных систем, подходов к раскрытию тех или иных общественных явлений в творчестве различных писателей без указания на конкретные произведения («Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»). Здесь нужно четко понять аспект, определяемый темой, и отобрать произведения, в которых он затрагивается.

При разработке любой темы сопоставительного плана следует постоянно помнить, что сравнение, сопоставление является важнейшим методом исследования, которым вы должны воспользоваться, а цель всегда состоит в том, чтобы точно и доказательно выявить авторский замысел, идею, концепцию героя, оценку группы персонажей, жизненного явления — в зависимости от формулировки темы.

Эти общие вопросы применительно к анализу эпических и драматических произведений достаточно подробно рассмотрены выше, поэтому здесь приведем пример сопоставления лирических стихотворений, целостный анализ которых, как показывает практика, представляется для многих выпускников затруднительным.

 





загрузка...
загрузка...