загрузка...

Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» и А. А. Блока «О подвигах, о доблестях, о славе...»

 

Сочинение написано в качестве домашней работы, в классе велась подготовка и обсуждались возможные варианты развития мысли, построения работы.

При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом, четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Композиции стихотворений во многом похожи. Произведения поэтов можно разделить на три условные части. Первая и вторая части «совпадают»: первая — это

воспоминание о «чудном мгновенье» и лице «в простой оправе», заставляющее забывать «о подвигах, о доблестях, о славе»; вторая — вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни» летящие и кружащие «проклятым роем», а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина — это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновенья», то у Блока итогом является вывод: «все миновалось, молодость прошла».

Более внимательный анализ позволяет еще лучше увидеть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Прежде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический герой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрасное проявление бытия, и мир, в котором лирический герой так или иначе самоопределяется.

Лирические герои Пушкина и Блока по-разному представляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пушкин к 1825 году в большинстве своих произведений — реалист. Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосредственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лирического героя, близкого автору. Автобиографический момент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои. Пушкин проник в одну из сфер жизни, переживаний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что волнует многих. Его цель классически «проста» — сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.

Блок, как и символистская литература в целом, находится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-философские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.

Стихотворение из цикла «Возмездие» (1908) запечатлело грань поэзии Блока 1900-х— начала 1910-х годов. События начала XX века, «неслыханные перемены и невиданные мятежи», приглушили активность общественной мысли, ощутимее стали, как это всегда бывает в подобных исторических условиях, ноты рефлексии, мотивы уныния, неверия в возможность достижения высоких целей обновления жизни.

Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного возрождения России, в разные стороны расходились бывшие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается трагическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступала полоса одиночества.

Самого себя прежде всего имел он в виду, когда в статье «Безвременье» почти в отчаянье заключал: «Что же делать? Что же делать? Нет больше домашнего очага, все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь». Таков трагический подтекст стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...». Весь этот сложный комплекс чувств и идей вмещает прямо или опосредованно текст стихотворения Блока.

Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств человека. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя — научиться жить без нее.

Это несходство идей проявляется во многом. Показательно, например, что ключевое смысловое понятие первой строфы у Пушкина — «помню», а у Блока — «забывал». В дальнейшем лирический герой Пушкина страдал от отсутствия событий: «Тянулись тихо дни мои», а герой Блока — от их беспорядочно нагроможденного избытка: «Летели дни, крутясь проклятым роем...»

Может быть, это связано с самим характером, образом, воплощающим красоту. Героиня Пушкина с самого начала заявлена как сама жизнь, она — любовь, она слезы и вдохновенье. Пушкин не создает видимого портрета героини, ему важно выразить целостное впечатление, которое она производит на лирического героя. У Блока же мы видим отдельные, несвязанные черты: ее лицо «сияло на столе» — важно, что речь идет не прямо о любимой, а о фотографии, ее фигура представляется в воспоминании «синим плащом». Героиня Блока как бы нереальна. Складывается впечатление, что, прощаясь с ней, он не рассказывает об эпизоде своей жизни, а прощается с образом из его стихотворений предшествовавшего этапа творчества, с Прекрасной Дамой, бывшей символом любви и творчества.

Драма героя не только в том, что его любимая «отдала свою судьбу другому» (можно вспомнить о сложных взаимоотношениях А. Блока, Л. Менделеевой и А. Белого), но и в общей утомленности существованием; «уж не мечтать», «я крепко сплю» — вот каковы настроения лирического героя, «все миновалось» — итог целого этапа его жизни и творчества.

Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличается. Пушкина не случайно называют классически гармоничным и ясным. Гармония в мире для него возможна, пока в нем живы любовь и красота. Их временное отсутствие повергает душу в уныние, но не разрушает идеал. Состояние лирического героя в конце произведения равно тому, что он испытывал в начале. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо — доблесть, подвиги, слава, либо — «ты милая, ты нежная». Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни, где старые идеалы любви и красоты, увы, не имеют прежнего смысла.

 

Задания

Составьте тезисы сочинения.

Напишите аннотацию к нему.

Кратко перескажите его основное содержание.

Укажите, какие средства использованы автором для доказательства своей точки зрения.

Приведите дополнительные примеры и аргументы для доказательства (опровержения) его позиции.

Объясните значение выделенных слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы и антонимы.

Проанализируйте работу по плану: соответствие теме;

содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы;

доказательность высказываемых мыслей; аргументированность выдвинутых положений; логичность, последовательность изложения; самостоятельность мышления;

оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования;

смысловая точность эпиграфов и цитат; достоверность в освещении литературных и исторических фактов;

правильность словоупотребления, грамматико-стилистическая правильность, соблюдение норм литературного языка.

Объясните расстановку знаков препинания.





загрузка...
загрузка...