Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Тема сформулирована по русской литературе в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа

Возможны различные разновидности подобных тем. Предполагается, что цитата, озаглавившая сочинение, должна нацеливать и на соответствующий материал. Однако здесь есть тонкости, которые необходимо видеть. Например, темы типа: «"Затеряться в самой нутряной России" (По рассказу А. И. Солженицина «Матренин двор»)», «..."Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа" (Поэма А. А. Блока «Двенадцать»)» — существенно отличаются от тем: «"Мечта о тихом уголке России..." (По прозе А. И. Солженицына)», «"Без конца и без краю мечта!" (По лирике А. А. Блока)». В первом случае произведение указано в подзаголовке, во втором следует самостоятельно отобрать необходимые для раскрытия темы рассказы, лирические стихотворения.

Особенность тем типа: «Недоумение счастья (Тема любви в рассказах И. А. Бунина)», «"Он весь дитя добра и света..." (Образ художника в лирике А. А. Блока)» — состоит в том, что художественные произведения необходимо отобрать самостоятельно, подзаголовок же темы однозначно указывает, под каким углом зрения нужно рассматривать творчество писателя, какие содержательно-тематические аспекты затронуть. Может показаться, что трактовка, понимание таких формулировок ничем существенно не отличаются от того, как, например, могут быть осмыслены темы, требующие анализа произведений малых жанровых форм: «Тема любви в прозе А. И. Куприна (На примере одного из рассказов)», «Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына». Общее здесь, конечно, есть. Но обратите внимание на то, что цитаты, вынесенные в заголовок, являются чаще всего основной важнейшей частью формулировки темы. И следует понять тональность, содержательную направленность, угол зрения, под которым нацеливают рассматривать ту или иную тему процитированные слова. Как вы раскроете тему любви в прозе А. И. Куприна, как оцените нравственный выбор героев Солженицына, зависит от вас, лишь бы ваша позиция была обоснованной. А подход к теме любви в рассказах И. А. Бунина требуется трактовать не произвольно, а в связи с содержанием цитаты. Она подчеркивает остро конфликтное восприятие любви писателем, это чувство нельзя объяснить, понять, невозможно дать законченную формулировку не то что любви вообще, но хотя бы удовлетворительное логичное объяснение каждому конкретному случаю, любовному эпизоду. Величайшее счастье, оставляющее вопросы, загадки, повергающее человека в недоумение, обманывающее, чреватое испытаниями и даже трагедией — вот как воспринимают любовь герои Бунина. Об этом «сигнализирует» и цитата. Иная трактовка будет ей противоречить. Или нужно показать, что вы поняли, в каком направлении подталкивает вашу мысль тональность цитаты, но вы имеете свое мнение и приведете свои аргументы, чтобы доказать, что любовь у Бунина не только и не столько недоумение, сколько... (далее обоснование вашей точки зрения).

Образ художника в лирике А. А. Блока многолик, в его восприятии мира можно найти трагические интонации, он пишет о бездуховности людей, общества, о пороках мира, властных и над ним. Но процитированная строка заставляет обратить внимание на то, что в основании противоречивых идей и настроений, воплощенных в лирике, всегда лежит гуманная, свободолюбивая позиция писателя. Его идеал доброй, светлой жизни остается неизменным, хотя и труднодостижимым в жизни. С точки зрения этого идеала и просит читателей воспринимать его творчество поэт. Об этом напоминает строка, озаглавившая сочинение, на этом и следует сосредоточить основное внимание при написании сочинения.

Есть несколько вариантов взаимодействия цитаты-заголовка и подзаголовка темы в скобках. В названии сочинения «"Родимая степь под низким донским небом!" (Природа и человек в прозе М. А. Шолохова)» тема сформулирована в подзаголовке. Цитата является чисто эмоциональным дополнением к формулировке темы, настраивающим на определенное восприятие, трактовку художественного материала, подбираемого самостоятельно. Это должны быть пейзажные зарисовки донского края, помогающие понять душу героев, переживаемое ими состояние, испытываемое чувство и т. п.

В других случаях подзаголовок лишь указывает писателя, раздел его творчества или уточняет конкретное произведение, которое нужно рассматривать в сочинении — «"Народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился!" (По прозе М. А. Шолохова)», а все содержание темы следует извлечь из процитированных слов. В данном конкретном случае следует говорить об изменениях социальных ориентиров, нравственном распрямлении людей в связи с революцией, о конкретных эпизодах рассказов и романов Шолохова, где персонажи проявляют возросшее чувство собственного достоинства, более осмысленное и ответственное отношение к собственной жизни и судьбам хутора, станицы, области, страны.

Наиболее сложный тип — темы, где равное значение имеют и смысл цитаты, и содержание подзаголовка:

«"Каждый сам себе судьба!" (Тема нравственного выбора в произведениях М. Горького)». Нравственный выбор определяет жизненную позицию и поступки большинства героев рассказов, повестей, пьес Горького. В сочинении должно быть указано, насколько разным он может быть. Осторожный Уж из «Песни о Соколе», жадный и бездушный Гаврила из рассказа «Челкаш» предпочитают влачиться по жизни, избегать тревог, борьбы, полета. Равнодушны к собственной судьбе многие герои пьесы «На дне». Агрессивный и эгоистичный Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» выбирает жизнь за счет людей. Важно отметить, что симпатии писателя связаны с активными, деятельными персонажами, творцами собственной судьбы, преобразователями жизни на гуманных основаниях, такими, как Данко, герои-революционеры из романа «Мать». Мечтой о свободном, гордом человеке одухотворены слова монолога Сатина в пьесе «На дне». При такой трактовке темы и логике рассуждений, как и требуется, цитата и подзаголовок будут рассмотрены как взаимодополняющие, равноценные части формулировки темы.

В любом случае первое непременное условие того, чтобы уделить внимание теме, формулировка которой содержит цитату, — хорошее знакомство с произведением, о котором необходимо или предполагается говорить.

Особое значение при разработке сочинения по цитате имеет вступление. Следует четко объяснить ваше понимание темы, а для этого уточнить (если необходимо, то и со словарями) значение ключевых слов, выяснить отношения цитаты и подзаголовка. Можно и прямо указать, как вы понимаете их сочетание, какую часть формулировки считаете важнейшей, на какое восприятие художественного материала нацеливает тональность приведенного высказывания. В зависимости от этого указываются цели, формулируются задачи работы.

Приведем пример разработки возможного вступления к сочинению на тему: «"Бесценных слов мот и транжир..." (Лирический герой ранней лирики Маяковского)».

Тема представляет собой наиболее сложный и интересный вариант рассматриваемого типа — цитата и подзаголовок равнозначны.

Цитируются слова, которые в разных сочетаниях повторяются в конце первой и последней строф стихотворения «Нате!», что подчеркивает их особое значение для логико-эмоционального содержания стихотворения. Да и стихотворение — не проходное, а концептуально значимое для раннего Маяковского.

Слова «мот» и «транжир» являются синонимами, их соседство должно создать эффект усиления, акцентирования внимания на расточительном обращении героя- поэта с самым ценным для него — словом. Очевидна оппозиция, противопоставление первой и второй частей строки: «бесценных слов» — «мот и транжир».

В подзаголовке указан материал, на котором следует разрабатывать тему, — ранняя лирика Маяковского, то есть лирика 1912—1918 годов, ключевое теоретическое понятие — лирический герой (некий субъект, чье отношение к миру, оценки и эмоциональные состояния воплощены в стихотворении, лирическом произведении иного жанра). Позиция лирического героя может быть более или менее близка биографическому автору, писателю. В тех случаях, когда поэт совершенно не хочет видеть разницы между собственным состоянием и тем, что переживает «я» в стихотворении, мы имеем дело с наиболее лиричными произведениями. Хотя и в этом случае «лирический герой» воплощает лишь часть эмоционального и интеллектуального мира автора, не исчерпывает его. В других текстах писатель предстанет иным, свяжет свое «я» с другими чувствами, мыслями, картинами, идеями.

Охарактеризовать лирического героя ранней лирики Маяковского — значит выявить, какие социальные позиции, нравственные установки художественно воплощает поэт, как смотрит на важнейшие вопросы, становящиеся обычно предметом поэзии: любовь, отношения с читателем, слушателем, решение вечных, философских вопросов, в чем видит задачи поэзии, поэта и др. При аргументации должны быть использованы показательные тексты. Кроме «Нате!» можно дать анализ стихотворений «Послушайте!», «Вам!», «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно».

 





загрузка...
загрузка...