Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т. п.)

 

Подобные темы литературных сочинений всегда должны разрабатываться на материале или с использованием материала произведений русской литературы по выбору учащихся. Поэтому темы этого типа лишь условно могут быть названы свободными. Подбор конкретного произведения и фонового литературного материала — обязательное условие для разработки темы. Оно требует точности, верного понимания тематики и проблематики избираемого для анализа художественного произведения и правильной трактовки иных, упоминаемых в сочинении, а это почти всегда необходимо.

Главная цель в таких сочинениях состоит в том, чтобы показать, каким образом, через посредство каких героев, характеров, конфликтов, коллизий социальные, нравственные, этико-философские понятия рассматриваются писателями, к каким утверждениям на этот счет приходят герои и авторы. Причем «утверждения» желательно понимать не публицистически, а показать опять-таки художественные способы воплощения общественно-значимых понятий в литературе.

Формулировки тем могут быть совершенно очевидными, прозрачными: «Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы», «Тема семьи в одном из произведений русской литературы», «Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы». «Правду говорить легко и приятно...» — с пониманием темы, да и с подбором материала здесь затруднений возникнуть не должно. А общие принципы разработки столь очевидных тем выше уже излагались.

Тема сострадания и милосердия может быть раскрыта через анализ «Шинели» Н. В. Гоголя, «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова. Обратившись к теме семьи, конечно же вспомним, прежде всего, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Белую гвардию» М. А. Булгакова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

Однако в комплектах тем сочинений вам могут встретиться и темы с не столь очевидными формулировками, требующие очень вдумчивого подбора материала: «"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В. О. Ключевский (По одному из произведений русской литературы)», «Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается...» Д. И. Писарев (По одному из произведений русской литературы)», «Борьба есть условие жизни...» В. Г. Белинский (По одному из произведений русской литературы)». Вспомним здесь еще раз и приведенные уже нами темы сочинения-рассуждения для промежуточной аттестации 2014 года. Вполне возможно, что многие из школьников могли не знать, кто такие А. Дидон и даже Л. Ландау.

Как раскрыть такие темы? Ни одного сочинения на подобные темы среди просмотренных авторами пособия более 100 предэкзаменационных и аттестационных работ школьников не встретилось, а «о семье» и «книгах» писали многие. Прежде всего, если уж вас привлекают трудности и борьба, не следует думать, что автора приводимых в формулировке слов обязательно нужно хотя бы упомянуть и оценить его идеи, творчество. К месту это можно сделать, но главное, понять заключенную в приведенном высказывании мысль, идею. Раскрыть их нужно на целесообразно отобранном литературном материале.

Само обращение к понятиям любви, чести, патриотизма, правды, совести, естественности и т. п. требует более четкого и развернутого изложения собственного мнения, оценки, взгляда на рассматриваемое явление. Вступление к вашему сочинению на подобную тему может быть рассуждением о нем. Здесь же следует обосновать выбор литературного произведения, сказать об основных аспектах трактовки понятия писателем. Если удастся обозначить более широкий круг писателей, решавших проблему, это тоже украсит работу.

В основной части анализ произведения следует вести с точки зрения его проблемного наполнения, подходов к рассматриваемому понятию, которые воплощаются в поведении героев, утверждаются словами. При этом помните, что вы сдаете экзамен по литературе, а не по этике, философии или обществознанию. Уместное и квалифицированное исследование литературных способов формирования образов и идей не только возможно, но и необходимо. Впрочем, не впадайте в иную крайность, помните о теме и той трактовке понятия, которую вы приняли во введении. Постоянно показывайте связь сюжета, конфликтных положений, авторской стилевой манеры с рассматриваемым главным вопросом.

Еще один возможный путь разработки таких типов тем — от противного. Вы не обязаны разделять взгляды М. Горького или В. Г. Белинского на роль борьбы в жизни человечества. Тема вас привлекает самой постановкой вопроса, вы вступаете в полемику с авторитетной, художественно воплощенной точкой зрения, высказывая свое мнение, споря, не соглашаясь. Трудности на этом пути вас ждут большие. Соблюсти необходимые пропорции между литературоведческим анализом, все-таки необходимым и при такой постановке вопроса, и публицистической полемикой непросто, но ничего невозможного нет.

Заключение в сочинении как раз и может в большей степени касаться именно этико-философских, социальных и нравственных вопросов, утверждения вашей позиции, обозначенной во вступлении, в которой вы укрепились, найдя союзников в лице рассмотренных писателей или пройдя через спор, полемику с ними.

В ходе практической работы с материалами настоящего раздела, ответов на вопросы и выполнения заданий, как нам кажется, должна раскрыть свои возможности реализованная в структуре пособия методическая идея. Предложив основные критерии оценки сочинения, указав общие пути подготовки, мы показываем учащимся:

1)  как примерно работали над удачными сочинениями их авторы, какие этапы поиска и оформления идей прошли;

2)  далее предлагаем самим выявить эти этапы, как бы пройдя обратный путь от существующей неплохой работы к ее формированию и замыслу;

3)  степень текущего освоения требований и рекомендаций позволяет оценить то, как справятся учащиеся с задачей оценки сочинения;

4)  наконец, мы ставим перед учениками задачу самостоятельной разработки тем в опоре на относительно универсальные методы и собственные интеллектуальные усилия и эмоциональные возможности.

 





загрузка...
загрузка...