Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (1795-1829)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Вехи жизни и деятельности писателя, дипломата, общественного деятеля.

2. Историю создания, восприятие и оценку комедии «Горе от ума» современниками.

3.  Как в комедии отразились размышления писателя о родине, его оценки будущих декабристов.

 

Уметь

1.  Определить существенные отличия образов Софьи и Чацкого как главных героев произведения от иных персонажей. Указать способы индивидуальной характеристики героев и создания коллективных портретов в комедии.

2.  Анализировать важнейшие идеи писателя и способы их воплощения через характеры комедии и их взаимодействие, конфликтные положения, сюжет.

3.  Оперировать в ходе анализа произведения понятиями: коллизия, интрига, вольный стих, афористичность. Выразительно читать наизусть избранные отрывки из текста.

 

Вопросы и задания

1.  Определите расстановку действующих лиц в комедии. Кого можно отнести к лагерю Фамусова? Есть ли союзники у Чацкого?

Сложна и многогранна система конфликтных отношений в комедии. Любовная интрига, в центре которой находится Софья, позволяет выявить ее человеческие качества, а также побуждения и нравственные принципы Чацкого, Молчалина, Скалозуба.

Фамусов хотел бы видеть свою дочь замужем за Скалозубом. Этот образ нарисован откровенно сатирически: «созвездие маневров и мазурки», туповатый солдафон, карьерист, человек, лишенный даже намека на искренний патриотизм.

Писатель использовал в комедии целый ряд «говорящих» имен (Фамусов — от лат. fama — молва; Молчалин; Репетилов — от франц. гере1;ег — повторять), даже первоначальный вариант фамилии главного героя — Чадский — более откровенно подчеркивал его ослепленность любовью, собственными идеями. В этой связи не может быть случайным выбор имени семнадцатилетней, вступающей в жизнь героини: Софья, София — «мудрость». За будущее Софьи разворачивается символическая борьба в комедии, но решающий выбор она должна сделать сама.

За Фамусовым целый мир, так называемое «фамусовское общество», но автор хочет подчеркнуть, что и главный герой не одинок. Его единомышленники двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Педагогического института. Недаром Чацкий говорит «мы», «один из нас». В то же время писатель подчеркивает уязвимость своего героя, создав образ его комического фарсового двойника — Репетилова. Тот появляется на сцене, «как Чацкий» (сравните: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног!» и ремарка при появлении Репетилова: «При самом входе падает со всех ног»), и, наговорив пародийно искажающих идеи Чацкого пустых речей, исчезает с нее так же («Поди, сажай меня в карету, вези меня куда-нибудь» — Репетилов; «Карету мне, карету!» — Чацкий).

2. В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и «фамусовского общества»? Охарактеризуйте общественные и нравственные идеалы различных героев.

Откровенная безнравственность бюрократа-приспособленца Молчалина, бездуховность «силовика» Скалозуба — все это российская реальность, которую чиновник, военный и мыслитель Грибоедов знал изнутри. Знал он и «привозные» романтические идеи, которыми переполнен вернувшийся из-за границы Чацкий. Писатель отдает им должное, показывает все их достоинства. На фоне традиций, заложенных Максимом Петровичем, «княгиней Марьей Алексевной», поддерживаемых Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, принципы честного служения «делу, а не лицам», идеи просвещения и социального прогресса, возвращения к национальной культуре (тематика монологов Чацкого) выглядят вполне привлекательно. Силен герой и обличительным пафосом, направленным против лжи, безнравственности, паразитизма «властителей и судей» (монолог «А судьи кто?..»).

Но Чацкий — романтик, он слишком увлечен собой. Он не смог почувствовать, что Софья через испытания, ошибки, страдания и потери ищет себя истинную. Ослепленный собственными чувствами, он уходит оттуда, где и мог бы обрести «уголок» для «оскорбленного сердца».

Позицию автора не следует однозначно сводить к симпатиям Чацкому. Грибоедов смотрит на мир гораздо шире своего героя, людей он видит глубже и оценивает терпимее. Не лишены человеческого обаяния отдельные представители противостоящего Чацкому общества: московская барыня Хлестова, тот же Фамусов при всех пороках бывает остроумным, гостеприимным, по-своему любит дочь и заботится о ее счастье.

Грибоедов сочувствовал нравственному пафосу декабристов, но не принимал умозрительных попыток повернуть страну на некий абстрактно прогрессивный, но чреватый разрушениями путь, что было свойственно некоторым из их руководителей. Мудрость (София) и перспективу писатель видел в том, чтобы дать возможность людям ошибаться, искать, любить, жизни — развиваться по органичным, созидательным путям.

3.  Какое место в системе персонажей занимает Софья? Почему она выбрала Молчалина? Чем можно объяснить ее озлобление против Чацкого, как характеризует героиню поведение после разоблачения Молчалина?

Молчалин в отношениях с Софьей выглядит откровенно неприглядно. Он беден, невысокого чина, но уже оценен влиятельным Фамусовым как «деловой». Тонкий льстец, приспособленец, Молчалин обманывает Софью, подыгрывает чувствам девушки, не испытывая ничего, кроме желания «угодить» дочери начальника, а может быть, и ускорить через эту связь достижение «степеней известных». Н. В. Гоголь писал о нем: «Замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди».

Софья же вполне искренна, хотя мудрости и знания людей ей не хватает. Молчалина она, очевидно, считает талантливым, но недооцененным обществом, бедным, но благородным. В основании ее чувств лежит комплекс человеколюбивых просветительских идей, воспринятых по-юношески наивно, но искренне. Они могли быть впитаны из самого духа нового преддекабристского времени, книг сентиментально-просветительского типа («Светлана» В. А. Жуковского), которые она читает, и явиться отголоском тех дней, когда Софья была дружна с Чацким. В ее отношениях с «неравным» ей Молчалиным можно усмотреть желание перешагнуть через консервативные социальные взгляды, она идет на это, понимая, что не может ждать одобрения отца.

Чацкого она, обмолвившись, назвала сумасшедшим, только чувствуя некоторую справедливость своей мести человеку, который «пересмеять умеет всех», самолюбия других не щадит: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Поняв свои ошибки и заблуждения, Софья сразу же повинилась перед Чацким в том зле, которое ему принесла.

4.  Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Как оценивают И. А. Гончаров, А. С. Пушкин Чацкого, Софью, других героев комедии, художественное мастерство писателя?

Софью отличает, как сказал И. А. Гончаров, «смесь хороших инстинктов с ложью... путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является в ней как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиологии прячется что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Личный, немалый потенциал Софьи пока в отношениях с подлинными, а не мнимыми нравственными ценностями не имел поводов проявиться. Будущее героини неопределенно.

И. А. Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

И все-таки писатель всем ходом действия доказывает, что абстрактные романтические суждения о благе несколько обесцениваются неумением героя разобраться в конкретных, не таких уж сложных обстоятельствах.

Чацкий обвиняет Софью в том, чего она не совершала: «Зачем меня надеждой завлекли?» В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал, что в этом случае Чацкому «изменяет не только ум, но и здравый смысл». Как справедливо заметил А. С. Пушкин, нет большого ума в попытках героя проповедовать свои идеи среди невежественных людей, которые их не могут воспринять, но настроены заранее враждебно. Однако автору важно, чтобы обличительные монологи Чацкого все-таки прозвучали. В них «век нынешний» проявляет себя в полной мере.

 





загрузка...
загрузка...