загрузка...

Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Факты биографии писателя, проявившие его общественную позицию, свойства характера и нашедшие отражение в мотивах творчества.

2.  Настроения, тематику, художественные приметы романтических и реалистических стихотворений и поэм Лермонтова.

3.  Сюжетно-композиционные особенности романа «Герой нашего времени», средства и способы создания характера главного героя.

 

Уметь

1.  Анализировать определяющие настроения и способы их воплощения в лирических стихотворениях разной тематики и периодов творчества.

2.  Оперировать в ходе целостного анализа текстов стихотворений понятиями: романтизм, романтический герой, двоемирие, олицетворение. Выразительно читать наизусть избранные произведения поэта, отрывки из них.

3.  Анализировать связи между главами и героями романа «Герой нашего времени», влияющие на раскрытие характера Печорина.

 

Вопросы и задания

1.  Назовите характерные особенности романтической поэзии М. Ю. Лермонтова. Какие темы и проблемы важны для поэта-романтика?

Лирика Лермонтова и поэмы «Демон», «Мцыри» стали вершиной развития русского романтизма. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Душа романтика устремлена за пределы скучной реальности. Возникает характерное романтическое двоемирие.

Романтический герой Лермонтова сохраняет важнейшие приметы в произведениях разных лет. Мотив одиночества воплощен в юношеском стихотворении «Парус» (1832). Почти с неизменными интонациями тот же мотив звучит и в одном из последних стихотворений Лермонтова «Листок» (1841). Интересно, правда, что в «Парусе» мечтой романтической души была буря, а в более позднем стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой /И в степь укатился, жестокою бурей гонимый...» Теперь уже равнодушный мир отказывает ему в желанном покое. Мир враждебен романтику во всех своих проявлениях. Душа его не может успокоиться на чем-либо. Герой грустит, скорбит и страдает. Подобные настроения пронизывают стихотворения «Тучи» (1840), «Утес» (1841). Стихотворение «Три пальмы» (1840) развивает мысль о тотальном разладе с миром в сюжетной форме. Одинокие, но прекрасные пальмы ропщут, что их красота и возможности пропадают без пользы для людей. Но встреча с людьми становится роковой: «И ныне все дико и пусто кругом — / Не шепчутся листья с гремучим ключом...»

В перечисленных выше произведениях природа олицетворяется, в природе исток образов, но предметом изображения, объектом внимания является, конечно, душа человека. Обращается Лермонтов к миру человеческих отношений непосредственно. Стихотворения «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840) выражают мировую скорбь. Ничто в мире, где вынужден находиться герой, не может быть источником радости:

 

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски...

 

Да и взгляд в глубины собственной души убеждает, что «и радость, и муки, и все там ничтожно...».

Все-таки природа хотя бы иногда является для поэта источником облегчающих душу впечатлений, примиряет его хотя бы ненадолго с миром людей и с миром высшим. Такая концепция в основании образной системы стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837). Общение с природой смиряет бунтующую против несовершенства жизни душу героя:

 

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

 

Весьма своеобразно решается в лирике Лермонтова тема любви. Взгляд на нее тоже в целом находится под влиянием романтического мироощущения. В поисках если не совершенства (оно неосуществимо), то хотя бы минутного покоя, забвения герой-романтик стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» обращается к прошлому, воспоминаниям о юношеской любви. Впрочем, и тогда он тоже любил не столько реальную девушку, сколько «мечты моей созданье». Совершенно откровенно говорится об этом в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841). Любовь понимается как роковая битва гордых душ, драматическое столкновение сильных характеров, борьба одиноких и непримиримых соперников:

 

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор...

(«Я не унижусь пред тобою...», 1832)

 

Расставание рождает не прощение и примирение, желание счастья любимой, а упреки и обиду:

 

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

 

2.  Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».)

«Мцыри» (1839) — наиболее совершенное и законченное произведение среди романтических поэм Лермонтова. В страстной душе героя сильны отрицающие, протестующие начала. Его бегство из монастыря — это попытка преодолеть одиночество. В этом своеобразие романтической конфликтной ситуации поэмы. Ведь откровенных врагов среди людей у героя нет, монахи по-своему заботятся о его благополучии, физическом и духовном. Протестует Мцыри против самих основ мира, где нет свободы. Монастырь-убежище превращается для него в тюрьму. Наоборот, родина, которую он едва помнит, для него «чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Краткое путешествие Мцыри стало приобщением к миру свободы, где есть красота, где возможна любовь (эпизод с грузинкой). Успели проявиться и недюжинные силы героя. Особенно важна сцена битвы с барсом, написанная по мотивам старинной грузинской песни. Мцыри убеждается, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Трагичность романтического конфликта в его принципиальной неразрешимости. Все страсти, надежды и разочарования герой переживает, в сущности, у стен монастыря, не в силах разорвать мистической связи: «Вернулся я к тюрьме моей...»

Песня рыбки, которую слышит герой в полубреду, дает единственно возможное для романтической души утешение в забвении, снах, грезах: «Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов».

Соединение с ветром, деревьями, солнцем, небом — об этом просит умирающий Мцыри, это для него единственный способ примирения с миром, где невозможно счастье.

 





загрузка...
загрузка...