Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Как взгляды писателя на роль и значение литературы в жизни общества повлияли на повороты его человеческой судьбы.

2.  Идейно-художественные приметы повести «Шинель», комедии «Ревизор», повлиявшие на развитие реализма в русской прозе и драматургии.

3.  Особенности идейного замысла, сюжета, композиции, характерологии, авторской роли в поэме «Мертвые души».

 

Уметь

1.  Указать общие для натуральной школы особенности героя и авторской позиции в повести «Шинель».

2.  Оперировать в ходе анализа комедии терминами: завязка, интрига, ремарка, система персонажей.

3.  Выявить способы формирования авторской нравственной оценки отдельных персонажей поэмы «Мертвые души» и проявления его собственной социально-философской позиции.

Вопросы и задания

1.  В чем состоит новаторство Н. В. Гоголя при выборе темы и героя повести «Шинель»? Укажите наиболее важные черты созданного писателем персонажа.

Это произведение входит в цикл так называемых петербургских повестей Гоголя. Оно стало этапным для всей русской реалистической литературы. Гоголь ставит забитого, никем не замечаемого, многими презираемого и во многих отношениях (интеллектуальном, материальном, служебном) «маленького» человека на один уровень с традиционными героями «возвышенного» и даже романтического плана. Всепоглощающая страсть, почти маниакальное стремление романтического героя к заветной цели у Акакия Акакиевича Башмачкина находят воплощение в скромном и целомудренно скрываемом от посторонних, но по-своему неудержимом, страстном желании сшить себе новую шинель.

Шинель — не излишество, а насущная необходимость для Акакия Акакиевича. Но в связи с нею он впервые за долгие годы жизни подумал о себе и посмотрел вокруг себя. Шинель для героя означает выход на некие новые духовные рубежи жизни. Она могла бы существенно повысить его социальный статус, а главное — дала возможность раскрыться неведомым сторонам души, почувствовать себя человеком. Нечто подобное отчаянному вдохновению испытывает герой, решаясь на покупку шинели, все силы и средства долгое время направляет на осуществление мечты, шинель стала для него подобием «божества», возлюбленной. Тем самым в рассказе утверждается мысль о равных правах всех людей на уважение и признание их неповторимых особенностей, как бы низко ни находился человек на социальной лестнице, каким бы ни казался он с чьей-то точки зрения примитивным и неинтересным.

Писатель остается верным реалистическим принципам повествования. Он не наделяет «обновленного» Акакия Акакиевича более совершенной речью, изощренными чувствами. Но в нужный момент звучат авторские слова, объясняющие, раскрывающие истинный смысл переживаний и состояния героя, которые он сам не в силах выразить: «"Оставьте меня, зачем вы меня обижаете" — ив этих проникающих словах звенели другие слова: "я брат твой"», — поясняет повествователь.

Автор обращает ко всем людям призыв к состраданию, гуманному отношению к униженному, забитому существу. Он становится в рассказе единственным защитником героя от бессердечия. Мысль о необходимости менять отношения в мире символически воплощают фантастические сцены, когда мертвый Башмачкин расправляется со «значительными лицами».

2. Перечитайте авторские оценки героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и сцену вранья Хлестакова и скажите, какие качества героя, отмеченные писателем, проявляются здесь.

Хлестаков артист, поэт того выморочного мира, в котором правит опытный, огрубевший и мрачноватый Сквозник-Дмухановский. Хлестаков готов играть любую роль, навязываемую ему обстоятельствами: ревизора, любовника, жениха. В сцене вранья он сам расширяет свой репертуар: писатель, приятель Пушкина, главнокомандующий, управляющий департаментами. Искренний и естественный Хлестаков заставляет смеяться над тем, что могло бы в исполнении иных героев ужаснуть, родить чувство отвращения, даже ненависти.

Гоголь считал Хлестакова важнейшим лицом комедии. С ним связана стихия комического, и в то же время он невольно, в силу искренности и естественности своего поведения, становится едва ли не главным разоблачителем изображенного мира и людей. Хлестаков в качестве главного героя социально-сатирической комедии — не вполне традиционная фигура. Он не обычный плут и мошенник. На ловкую интригу, сознательно-продуманный обман, как у городничего, например, он не способен хотя бы в силу данной ему интеллектуальной характеристики— «пустейший». Ничтожный «елистратишка» по стечению обстоятельств оказывается в роли «значительного лица» и начинает вести себя соответственно. Прежде всего иного, быть значительным — значит много брать. Чем выше взлетает в своих мечтах Хлестаков, тем больше денег он просит «взаймы» у приходящих к нему, впрочем, удовлетворяясь и малым. Для Хлестакова и в этом случае главное не нажива, а игра в значительность, роль, которая ему нравится и которую он исполняет самозабвенно. Характерно, что он и подсчитывает полученные деньги, мечтая не преумножить капитал, а вскоре сыграть на них в карты.

Таким образом, с фигурой главного героя, мнимого ревизора Хлестакова, в комедии теснейшим образом связана стихия разоблачительного смеха, являющегося истинным ревизором человеческих и социальных пороков, изображенных писателем.

3.  Приведите примеры использования в поэме «Мертвые души» портрета, интерьера, пейзажа, авторской характеристики с целью создания образов героев. В чем отличие изображения Плюшкина от обрисовки иных персонажей?

Образы помещиков в первом томе представлены исключительно в негативном освещении. Пейзаж, портрет, сообщение о состоянии помещичьего и крестьянского хозяйства, интерьер, речевая характеристика, реакция на предложение Чичикова продать «мертвые души» — это обязательные средства описания и типизации каждого из помещиков, у которых последовательно побывал Чичиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Некоторые исследователи произведения говорят о постепенном снижении нравственного уровня героев по мере их появления в поэме. Исследователи основываются на словах самого писателя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». «Прекраснодушный» Манилов, «дубинноголовая» Коробочка, «исторический человек» Ноздрев, «кулак» Собаке- вич, «прореха на человечестве» Плюшкин показывают всевозможные формы нравственного оскудения личности. При этом писатель подчеркивает, что они хозяева жизни, всевластные правители и наставники народа. А Плюшкин, павший ниже всех в нравственном отношении, по числу крепостных самый крупный помещик.

Не лучше помещиков и губернское городское дворянство, чиновники: бездельники, паразиты, взяточники, установившие даже «порядок», кому и сколько следует давать и брать, невежды («кто читал Карамзина, кто "Московские ведомости", кто даже и совсем ничего не читал»). Нравственное состояние помещиков и властей не может не отразиться на крестьянстве, народе, подчеркивает писатель, показывая тупых, апатичных, забитых, спивающихся мужиков, слуг, дворовых. Личные недостатки помещиков и чиновников, таким образом, из нравственной сферы оценок переводятся и в социальную плоскость, осмысливаются как тяжкая национальная болезнь.

Образом бездушного столичного сановника, отказавшего заслуженному инвалиду, капитану Копейкину, в помощи и поддержке, завершается галерея портретов чиновников в поэме, изнуряющих национальные силы, толкающих людей на бунт и разбой.

4.  «"Мертвые души" Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен).

Замысел произведения был величественен. «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем», — писал Гоголь. Он думал о многотомном произведении, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». В трех его частях должно было быть последовательно изображено нечто, подобное аду, чистилищу, раю, смерть и постепенное духовное возрождение людей, Руси. Осуществленной оказалась только первая часть замысла.

В соответствии с замыслом велика роль авторского начала в поэме. Повествователь не раз берет слово, представляя и оценивая героев с собственной точки зрения, особое возвышенно взволнованное настроение придают отдельным частям произведения лирические отступления. И завершается первый том авторским монологом о Руси, которую он сравнивает с птицей-тройкой. Конечно, такой возвышенно-патетический финал не вполне согласовывался с картинами человеческого падения и унижения, нарисованными в книге, да и везет тройка потерпевшего деловую неудачу, но пока что и не думающего о раскаянии безнравственного героя. Но ввиду общего замысла финальные вопросы и восклицания: «Русь, куда несешься ты?!..» — должны были образовать эмоциональную связь с положительными, «возрожденческими» идеями, которые писатель все-таки хотел выразить в конце своего произведения.

Жизненные обстоятельства гонят Чичикова по Руси, не позволяя где-либо остановиться и пустить корни, потому что зерно еще не готово умереть, чтобы возродиться. Осуществление его нынешней мечты: окончательно и стабильно разбогатеть, жениться на губернаторской дочке — сделало бы Чичикова заурядным помещиком или чиновником, ничем не лучше тех, чьи физиономии уже мелькнули перед читателем, как в ужасном паноптикуме. Гоголь же настойчиво заставляет своего главного героя приобщаться к общему, главному и большему, чем поместье или губернский город, — к Руси, ее ветрам, дорогам, народам, бедам, надеждам, горькому настоящему и туманному будущему.

В «Мертвых душах» как бы борются две России: Россия «мертвых душ» и народная Россия. Все симпатии автора связаны с лирическим образом Родины, к ее будущему взывает писатель, показав, до какой низости, мерзости может дойти человек.

 





загрузка...
загрузка...