Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (1812-1891)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Историю создания произведений писателя, его позицию в общественной жизни времени.

2.  Место романа «Обломов» в творческом наследии писателя, особенности жанра и замысла произведения, межличностных коллизий и конфликта.

3.  Своеобразие повествовательной манеры писателя, роль вставных эпизодов и ретроспекций в романе.

 

Уметь

1.  Анализировать отдельные части произведения, сцены и образы, соотнося их с общим замыслом.

2. Оперировать в ходе анализа текста понятиями: герой, портрет, интерьер, диалог, психологический анализ.

Вопросы и задания

1. Чем отличается чувство Обломова к Ольге Ильинской от того, которое связало его с вдовой Пшеницыной?

Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального интереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вывести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. «...Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Правда, позже она ответила на искреннее и светлое чувство Обломова, на некоторое время очарование его души затмило для нее задачу, цель.

Но до конца отказаться от роли наставницы и спасительницы, от мысли преобразовать его, изменить личность по некоему «прогрессивному» образцу, лекалу она не смогла и не захотела.

Как-то стороной проходит в романе история отношений Ольги со Штольцем. Будто бы заранее было ясно, что Ольга — одна из тех целей, которых стремится достичь Штольц. А он всегда добивается своего. Штольц в итоге вполне доволен собой. Сомнения, мысли о собственном несовершенстве не тревожат его, как Обломова. Никогда не приходят ему в голову странные, безответные, мучительные и благодатные русские вопросы о смысле бытия и предназначении человека. Не потому ли поселяется в респектабельном и комфортном доме Штольца странная и необъяснимая тоска. И Ольга чувствует все же некую неудовлетворенность во вполне благополучном браке, ее мучит какой-то странный внутренний недуг.

В этом отношении серьезно выигрывает простое и глубокое чувство Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она ответила на ленивое внимание Ильи Ильича, некоторую его увлеченность подлинной и бескорыстной любовью. Отдала ему всю свою жизнь. Даже после смерти мужа вдова считает себя не в праве пользоваться титулом и наследством Обломова. В ее сердце и доме нашел исстрадавшийся, отломившийся от родного мира герой тот уголок покоя и любви, которого его лишила вечно куда-то спешащая петербургская жизнь.

2.  Какое значение в формировании идей, концепции человека романа «Обломов» играет глава «Сон Обломова»?

«Сон Обломова» имеет важнейшее значение для понимания той философии бытия и образа жизни, на которых основано отношение к миру Ильи Ильича. Укоренившееся в Обломове, гнетущее его барство было впитано им с первых жизненных шагов. Праздность, оторванность и даже всяческое ограждение от забот и тревог реальной жизни сопровождали первые шаги живого, любознательного, активного от природы ребенка.

Вместе с тем в Обломовке немало поэтического. Любовь одухотворяет здесь отношения между людьми более, чем где бы то ни было. С ностальгическим чувством автор рассказывает о чистоте душ и абсолютной нравственной незапятнанности обломовцев. Справедливо, что такое благостное, незамутненное состояние возможно только в замкнутом, отгороженном от большой жизни патриархальном мирке. Справедливо и то, что человек здесь не готовится специально к испытаниям, борьбе, может остаться вечным недорослем. Но не вздохнуть о былой идиллической гармонии, не пожалеть о безвозвратно уходящем писатель не может.

Отметим также и такой немаловажный для понимания обобщенного образа Обломовки в произведении факт, что лишь оттуда, много ли, мало ли, регулярно или с задержками, полностью или отчасти разворованными хитрованами-управляющими и старостами, но притекают в столицу, к блудному сыну, обломку Обломовки Илье Ильичу, а через него — к многочисленным клиентам, доброхотам, нахлебникам, доброжелателям, интриганам, дельцам материальные средства, превращающиеся в столь любимые столицами деньги. Вокруг них кипят страсти и разворачивается борьба, требующие каких угодно качеств, кроме необходимых для земледельцев-тружеников спокойствия, любви, соединения своей души со свершающимся по извечным законам круговоротам дня, года, жизни. Кому-то это кажется однообразным и скучным, но художник ненавязчиво подчеркивает, что только здесь, в этой жизни, — истинный исток и пока еще неколебимого, несмотря на все усилия деревенских и городских тарантьевых, материального богатства и духовного благосостояния мира и человека. Здесь все еще неспешно истекают из потаенных глубин матери-земли живительные родники национальной силы. Тревога писателя связана с постепенным расшатыванием, выведением из равновесия человека и мира традиционного уклада.

Этим сложным комплексом отношений к «обломовщине» определяются и авторские оценки героя. Он вырван из привычной почвы традиционного бытия, писатель показывает, насколько сложным, даже невозможным оказывается врастание персонажа в иные условия. Поставлен вопрос о достойной сожаления пассивности

героя по отношению к агрессивной социальной среде, но речь идет также и о бесчеловечности, антигуманности обстоятельств современной жизни по отношению к человеку в его лучших качествах и устремлениях.

 





загрузка...
загрузка...