Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823-1886)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Важнейшие направления развития драматургического творчества Островского, темы и жанры его пьес.

2.  Расстановку действующих лиц, проблематику и особенности конфликта драмы «Гроза».

3.  Важнейшие черты характера Катерины, отличающие ее от иных персонажей пьесы.

 

Уметь

1.  Соотнести состояние общественной жизни и художественные идеи произведения, отражающие его суть.

2.  Обосновать в ходе анализа текста пьесы трагическую природу ее конфликта и характера главной героини.

 

Задание

Охарактеризуйте героиню пьесы А. Н. Островского «Гроза» как трагический персонаж.

Уже вступительная ремарка расширяет пространство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Конфликт и расстановка действующих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Москва, куда едет Тихон и откуда приезжает Борис, Сибирь, куда он собирается, русские просторы, о которых напоминают звучащие песни, образуют фон основного столкновения.

С первых сцен в пьесе нарастает предгрозовое ощущение кризиса, приближающейся катастрофы. И полюсами, стремление к которым может разорвать привычные устои жизни, являются в «Грозе» Кабаниха и Катерина. Они отличаются от иных персонажей силой характера, готовностью не уступать, защищая свои ценности, представления о жизни.

Именно к более духовной, свободной и нравственно чистой жизни стремилась Катерина. Характерно значение ее имени — «вечно чистая». Она человек не менее сильный и волевой, чем ее свекровь. В ее натуре органически соединяются традиции подлинной русской патриархальной, народно-бытовой нравственности и свободно и добровольно принимаемые душой христианские принципы, чуждые лицемерия, мистицизма. Не страх, а любовь одухотворяют ее веру. В воспоминаниях и мечтах Катерины мир един, красочен, поэтичен. Она воспринимает как части единого прекрасного божественного замысла природу, чистосердечную молитву, любовь. Не формальное следование церковным или мирским правилам, а свободный выбор нравственно полноценной души — вот ее идеал.

Она и на связь с Борисом идет больше от отчаяния, потому что не может достучаться до чьей-либо души. А Борис хотя бы внешне отличается от грубых, лживых, бессердечных, равнодушных людей, хотя бы говорит о любви. Но это любовь, которая влечет героиню, устремленную к небу, в овраг. Здесь не тесно Варваре и Кудряшу, но неуютно душе жаждущей свободы и нравственной чистоты Катерины. В мире же Калинова эти понятия оказываются несовместимыми.

Нарастают внутренние противоречия незаурядной героини, приводящие ее к трагедии. Трагическое в литературе возникает только в связи с героем нравственно сильным, полноценным, оказавшимся жертвой неразрешимых жизненных противоречий. Герой действует решительно и свободно, но избежать страданий и гибели его жизненных ценностей не может. Причиной трагического конца становится не гибельная случайность, а несовпадение идеалов и устремлений трагического героя и существующего миропорядка.

Все эти признаки трагического образа мы видим в связи с Катериной. Мир, в котором вынуждена существовать, но с которым не хочет мириться Катерина, оставляет ей только одну возможность вырваться из своих гнетущих объятий: пойти по пути лжи, обмана. Ступив на этот путь, она входит в непримиримое противоречие с собственными принципами, изменяет уже своим идеалам. Круг замыкается, и самоубийство является единственным способом вырваться из условий существования, которые не удовлетворяют представлениям героини о подлинно человеческой жизни.

Катерина говорит Борису: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». Она умирает, всенародно покаявшись, нравственно очистившись. Только формально верующая, бездушная Кабаниха будет беспощадной к «погубившей душу», а «кто любит, тот будет молиться». Не случайно же последний штрих портрета уже умершей героини сближает ее со святыми великомученицами: «А точно, ребяты, как живая!»

 





загрузка...