Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Роль Тургенева в литературной жизни его эпохи, его связи с идейными и политическими поисками общества.

2.  Главные жизненные противоречия пореформенной эпохи, положенные в основание конфликта романа «Отцы и дети».

3.  Важнейшие коллизии романа, определившие развитие и разрешение конфликта.

 

Уметь

1.  Соотнести авторские оценки состояния общества и воззрения героев произведения на различные сферы жизни.

2.  Указать роль портретных и речевых характеристик в формировании образов действующих лиц.

3.  Выявить роль второстепенных персонажей и ключевых сцен для развития конфликта произведения.

 

Вопросы

1.  В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети», как они проявляют себя в художественном конфликте произведения?

Ситуация, описываемая в романе, драматична, она вполне может быть уподоблена гамлетовской — «распалась связь времен». Аркадий и Николай Петрович Кирсановы ощущают отчуждение, несмотря на кровную близость, Павел Петрович ненавидит разночинца Базарова по политическим и идеологическим основаниям, нет единства и между теми, кто для стороннего взгляда может показаться представителями одной партии: Аркадий, Базаров, Ситников с Кукшиной очень по-разному проявляют себя, хотя для стороннего взгляда все они — нигилисты. Ощущение тотального одиночества — итог развития главного героя романа. И все это происходит на фоне народного обнищания, разрушения традиционных устоев сельского общинного и семейного быта, распада устоев патриархальной морали, ослабления связей людей с землей, о чем на всем протяжении романа напоминает автор, рисуя картины сельского быта, хозяйства, создавая образы мужиков.

Впрочем, конфликтность, противоречивость по-разному разрешаются в отношении различных групп героев. Роман начинается с изображения противоречий отца и сына Кирсановых. В их основании вполне естественный вечный конфликт поколений. Аркадий, подражающий Базарову, старается излечить отца от излишней чувствительности, сентиментальности, хотя сам в этом отношении его достойный наследник. В дальнейшем это глубинное родство душ отца и сына проявляется в том, что оба они стремятся смягчить остроту противостояния Павла Петровича и Базарова. В финале романа и отец, и сын Кирсановы находят такое похожее, простое, понятное и необходимое всем людям спокойное счастье. Тем самым доказывается возможность преодоления естественного конфликта отцов и детей, основанием которого являются психологические особенности людей разного возраста.

Сложность описываемой в романе ситуации состоит в том, что на первый план в жизни общества выходят конфликты и противоречия иного плана. И здесь уже у писателя появляются основания говорить о возможности подлинно трагического столкновения различных общественных сил. Работая над романом, Тургенев писал: «Настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Парадокс состоит в том, что и аристократы-либералы, и разночинцы-демократы в основание своих позиций кладут мысли или хотя бы декларации об общественном благе, прогрессе, улучшении жизни народа. Но каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения как единственно правильную, впадает в крайность, а крайности никогда не совпадают с истиной и подлинными потребностями общества.

2.  В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, оригинальные идеи: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противоречия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он выиграл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

 





загрузка...
загрузка...