Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Роль Некрасова в общественной борьбе эпохи, его заслуги как редактора наиболее значительных журналов второй половины XIX века.

2.  Тематику, мотивы и художественные особенности лирики.

3. Идейное содержание и своеобразие формы поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 

Уметь

1.  Выявить, как в лирике воплощаются воззрения Некрасова на различные стороны действительности, провести сопоставление его стихов с произведениями других поэтов.

2.  Выразительно читать наизусть отдельные лирические стихотворения и отрывки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3.  Обосновать мысль о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо», провести анализ характеров, языка и стиля произведения.

 

Вопросы и задания

1. «Муза Некрасова... очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А. В. Дружинин).

Сделанное Некрасовым в поэзии можно сравнить с тем, что совершил Н. В. Гоголь в области прозы. Некрасов впервые поставил мужика, народ в центр творчества, а народная точка зрения стала основой нравственных оценок, социального выбора, эстетических предпочтений.

Славу Некрасову принес итоговый поэтический сборник 1856 года. Писатель строго продумал сочетания и порядок следования стихотворений и сознательно открыл книгу стихотворением «Поэт и гражданин». Здесь формулируется новый взгляд на роль поэзии в жизни общества, который должен был предопределить восприятие других стихотворений.

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено в форме диалога, сценки с двумя действующими лицами. Поэт хандрит, скучает, пытается обосновать свою социальную пассивность ссылкой на Пушкина, заставляет вспомнить рассказ Лермонтова о горькой судьбе пророка среди людей. Гражданин обрушивает на его голову гневные слова, напоминая, как много бед вокруг, как необходимо людям горячее призывное слово:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

 

Поэт явно находится на распутье. Но побеждает мысль, что муза должна быть вестницей борьбы. Нельзя надеяться на награду за этот общественно необходимый выбор: «Шел один венок терновый / К твоей угрюмой красоте».

Это программное произведение Некрасова. В нем сказались и сильные стороны его поэзии, и некоторые ее слабости. Для Некрасова сюжетность, диалогичность — явления обычные. Многие его произведения о жизни крестьян, горожан, народа содержат диалоги, обширные авторские размышления, отступления. Там это звучит вполне органично. И, например, стихотворения «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «В дороге» напоминают рассказы в стихах. А в стихотворении «Поэт и гражданин» некоторые рассуждения затянуты, мысль и настроения не развиваются.

В важной поэтической декларации, стихотворении «Элегия», которое поэт считал одним из наиболее «задушевных и любимых», мысли и идеи Некрасова о взаимоотношениях поэзии и народной жизни находят итоговое воплощение. Тема страданий народа «не стареет». А удовлетворение поэту приносит само участие в борьбе за лучшую долю:

 

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди!..

 

В этом стихотворении отчетливо проявляет себя важнейшая для Некрасова тема народной жизни, страданий, настоящего и будущего родины.

2. Укажите ключевых героев-крестьян поэмы «Кому на Руси жить хорошо», их общие и индивидуально неповторимые черты. Что объединяет представителей иных общественных сословий, выведенных в поэме?

В основе сюжета поэмы путешествие семи русских мужиков-правдоискателей по России. Сказочные мотивировки позволяют автору свободно перемещать своих героев по просторам Русской земли, замедлять или ускорять движение времени. Встреченные в пути представители разных сословий важны для формирования представлений автора о народе, но не менее интересны и сами отправившиеся в путь мужики. Сама их идея дознаться, кому же «живется весело, вольготно на Руси», обнаруживает важнейшие черты народного национального характера — стремление к справедливости, желание добиться правды, узнать истину, это жизненно важно для мужиков-героев поэмы.

Говорящие названия деревень, жители которых собрались в путь (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка), предопределяют первоначальные представления мужиков о счастье. Они считают счастливыми представителей более высоких социальных слоев: помещика, чиновника, попа, купца, вельможного боярина, царя.

Уже встреча с попом в первой главе дает героям возможность понять, что вопрос куда сложнее — богатство, более значительный социальный вес не всегда делают людей счастливыми. Важно общее положение дел в стране, в обществе. Писатель не идеализирует народ, говорит об ограниченности народных воззрений на красивое, о власти суеверий над многими мужиками.

В главе «Пьяная ночь» речь идет о пьянстве. Здесь появляется крестьянский характер, нарисованный крупным планом. Яким Нагой — человек бывалый, думающий. Он не позволяет упрощать вопрос о пьянстве, не разбираясь в причинах. Яким говорит о морях гнева, накопленных в народе: «Придет беда великая, как перестанем пить». Яким обладает развитым чувством собственного достоинства, эта черта очень важна для народной оценки человека. В финале главы «Счастливые» звучит рассказ о сложной судьбе Ермила Гирина. Эта история обрывается на полуслове, потому что итогом жизни одного из авторитетных выразителей народного мнения стало, очевидно, участие в бунте, о чем автор предпочитает прямо не говорить.

Часть «Крестьянка» является в поэме центральной. В ней представлены два характера: Матрена Тимофеевна и Савелий, богатырь святорусский. Матрене Тимофеевне выпало испытать почти все, из чего складывались судьбы русских крестьянок. Перед читателем — «все выносящего русского племени многострадальная мать». В то же время Матрена отнюдь не склонна к пассивному терпению. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» — замечает героиня. При всей типичности образ Матрены Тимофеевны ярко индивидуален, общерусское наиболее очевидно проявляется в неповторимой судьбе и характере героини.

Савелий — иная ипостась народного характера. Он воплощает философию стихийного народного бунта, главный принцип героя: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть— пропасть». «Клейменный, да не раб!..» — говорит он о себе.

Однозначного ответа о том, какие же пути ведут родину к счастью, в поэме не дается. Но звучит мысль о необходимости и справедливости борьбы за лучшую долю народа.

«Рать подымается — / Неисчислимая, / Сила в ней скажется / Несокрушимая! Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и забитая, / Ты и всесильная, / Матушка-Русь!» — эти настроения, воплощенные в песне Гриши Добросклонова, представителя нового поколения народных заступников, вышедших из самых глубин народной массы, оставляет читателям автор одного из наиболее глубоких и мощных, художественно совершенных произведений о родине.

 





загрузка...