Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Тематику и важнейшие характеристики образного строя стихотворений Фета.

2.  Своеобразие взглядов поэта на роль искусства в жизни как служения вечному и прекрасному в мире преходящего и несовершенного.

 

Уметь

1.  Анализировать стихотворения в связи с их важнейшими содержательными и структурными характеристиками.

2. Показать своеобразие и оригинальность поэта в синтетическом разрешении традиционных поэтических тем в рамках одного небольшого поэтического текста.

3.  Выразительно читать избранные стихотворения Фета.

 

Вопрос и задание

Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы? Проиллюстрируйте ответ примерами из стихотворений.

Оригинальный взгляд на поэзию Фет формулировал так: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» — вот задача поэта. Фет, как правило, не стремится создавать картины, а говорит о своем впечатлении от увиденного, услышанного, осмысленного. Не случайно его называют предшественником импрессионизма (от франц. impression — впечатление), направления, утвердившегося в искусстве рубежа XIX—XX веков.

У Фета зачастую можно говорить лишь о доминирующей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мотивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.

Грамматическая «крайность» характеризует строй стихотворений «Это утро, радость эта...» (1881), «Шепот, робкое дыханье...» (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событиями, жизнью, движением. В пейзажном стихотворении «Это утро, радость эта...» перечисление, нагнетание примет весны может показаться «голым», безоценочным: «Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист». Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение — «это», «эта», «этот», «эти» — как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину. Каждый повтор — как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (первая строфа), дивной ночи, проведенной любящими наедине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для создания картины полной неги и в то же время целомудренной любви. Прием психологического параллелизма использован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания — одно из проявлений счастья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке: «И заря, заря!..»

Характерной особенностью картин Фета, связанной с политематизмом многих его произведений, является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные его образы — солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь — едины для всех. И, например, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...» речь идет о лесе, листьях, ветках, птицах вообще. Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувственным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.

То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупкому и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения. Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.

Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзия, песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И не важно, о чем она будет. Радость, счастье, «веселье», доступные каждому, явятся в ней — это важнее. Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрывном и естественном единстве.

 





загрузка...
загрузка...