Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Источники творчества писателя, определяемые его биографией, участием в общественно-политических событиях своего времени.

2.  Основные этапы творческого пути, тематику и проблематику произведений различных жанров. Идейно-художественные особенности избранных сказок.

 

Уметь

1.  Обосновать принадлежность сказок к определенному идейно-тематическому блоку. Соотносить их содержание с общественной проблематикой и отношением писателя к социальным типам.

2.  Оперировать в ходе анализа сказок понятиями: жанр, гротеск, комическое, сатира, юмор, сарказм, аллегория, эзопов язык.

 

Вопрос

Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка — первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм.

Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, добрый, веселый смех, проявление жизнерадостности, помощник в жизненном созидании. Сатира — комическое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Сатирик показывает недостойное в жизни, внутренне несостоятельное. Сарказм — суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сарказм отличает тон негодования, возмущения.

Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разнообразны. В сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» сатирически изображаются правительственные и общественные верхи, эксплуататорские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения. В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.

Дикий помещик из одноименной сказки возмечтал об освобождении собственных земель от мужиков, раздражающих его своей жизнью, деятельностью, внешним видом. Мечта сбылась, но с ее осуществлением исчезают люди и все средства, при помощи которых поддерживалось комфортное и внешне «культурное» существование. Помещик постепенно дичает, превращается в полузверя. Интересно, что и в этом состоянии он упорно придерживается своего странного выбора — жить без мужиков. Это показывает глубину ненависти и отчуждения от жизни народа значительной части землевладельцев.

Дополнительно мысль о полном бесправии народа и всевластии общественных паразитов подчеркивается в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспомощные, не способные ни к чему, кроме хождения в присутствие, генералы на необитаемом острове были обречены на смерть. В то же время отмечается, как богата земля, на которой они оказались. Самостоятельно обустроить жизнь мини-общества генералы не смогли. Только с появлением мужика жизнь обретает порядок и смысл, стержень, к которому все крепится. Но одновременно писатель с горечью показывает, как покорен мужик воле никчемных паразитов. Положение народных масс вызывает сочувствие писателя, но пассивность мужика и безразличие к собственной судьбе он делает одним из объектов сатирического изображения.

На вершину общественной пирамиды переносят читателей перипетии сюжета сказки «Медведь на воеводстве». Очень часто сатирический заряд сказок Салтыкова-Щедрина направлен против общественной позиции и поведения различных слоев российской интеллигенции. Этому посвящены сказки «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист». Гротескным, нарицательным образом трусливого, боящегося жизни человека стал образ главного героя сказки «Премудрый пискарь». Насмешку сменяет ирония, иронию — горький саркастический смех над существом, лишившим себя жизни, «дрожавшим» весь свой долгий, но абсолютно бесплодный и бессмысленный век.

Обличающий и жизнеутверждающий смех стал одним из главных орудий писателя в борьбе с пороками общества и недостатками людей.

 

 





загрузка...
загрузка...