Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Подготовка к письменной контрольно-аттестационной работе по литературе (сочинение-рассуждение, сочинение на литературную тему, третья часть ЕГЭ) за курс средней школы

Темы сочинений 2014 года для организации промежуточной аттестации в 10 классе стали результатом исполнения положений «Рекомендаций...», рассмотренных нами выше. Темы публикуются «в целях обеспечения проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 классов в форме сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам». Название предмета, по которому аттестация проводится, не упоминается. Хотя это все-таки литература. Вторая оценка выставлялась по русскому языку. В соответствии с этой несколько странной установкой находится и сама тематика. Из шести тем для аттестации в основной день 25 апреля 2014 года только первая косвенно предполагала использование литературного материала: «Книга, без которой я был бы совсем другим». Впрочем, «книга» — понятие широкое, и для кого-то из школьников, допускаем, судьбоносной могла оказаться вовсе не литературно-художественная книга из скучной обязательной программы по русской или хотя бы переводной литературе, не дающей в должной мере возможности порассуждать и проявить личностное начало, а, к примеру, идеалистический труд «Иисус Христос» А. Дидона или сугубо материалистический «Курс теоретической физики» Л. Д. Ландау. Называем авторов, обеспечивших цитатами другие темы комплекта. Кстати, тема «с Ландау»: «Значимое и незначительное. "Главное в физике— умение пренебрегать" (Л. Д. Ландау)». В формулировках тем еще раз проявилась целевая установка авторов аттестационного проекта: главное для них — самостоятельность рассуждения, а материалом основной образовательной программы можно и пренебречь, как чем-то незначительным. В конце концов, будут основные экзамены ЕГЭ, там желающие могут сдать экзамен и собственно по литературе. Такая установка тоже возможна. Только следует более откровенно ее обозначить. Сочинение — вообще обо всем. Комплексное сочинение. Но не по литературе.
Мы все-таки постараемся говорить о темах, в той или иной мере с литературой, как школьным предметом, связанных, надеясь, что не только в 11 классе, но и в 9—10 классах будут литературно ориентированные формулировки тематики. Думается, что нового здесь ни мы, ни авторы очередных грядущих инструкций и рекомендаций не изобретем. В 1990—2000-е годы на выпускных сочинениях в школе Министерством образования в поисках, как всегда, нового и лучшего предлагались комплекты из нескольких тем сочинений различных типов, а на предварительном этапе назывались сотни тем, из которых будет произведен выбор. В итоге были охвачены буквально все типологические варианты тематики и мыслимые формы компоновки. В 2002 году их было 8, в 2003 и 2004-м — 5. Сейчас, если все-таки художественная литература вернется на аттестацию по литературе, типологических открытий не случится.
Работа должна быть выполнена в течение 4—6 астрономических часов. Это нормальное, десятилетиями проверенное достаточное время для написания сочинения. В ходе работы можно пользоваться текстами художественных произведений, привлекаемых для раскрытия темы, всеми типами лингвистических словарей.





загрузка...