Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого.

2.  Авторский замысел, концепцию истории и народного характера, воплощенную писателем в романе-эпопее «Война и мир».

3.  Характерные особенности важнейших героев произведения, особенности его художественной формы.

 

Уметь

1.  Проследить за эволюцией характеров главных героев и указать их роль в формировании общего авторского замысла, идеи.

2.  Использовать при определении жанра и анализе произведения правильно трактуемые понятия: эпопея, роман, психологический анализ, внутренняя речь.

3.  Указать на примерах конкретных сцен и эпизодов способы психологической характеристики героев, формирование определенного отношения к ним.

 

Вопросы и задания

1. В чем состоят особенности жанра романа-эпопеи «Война и мир»?

Жанровая природа произведения в значительной степени определяет его содержание, композицию, характер развития сюжета и проявляет себя в них. Сам Л. Н. Толстой затруднялся в определении жанра своего произведения, говорил, что это «не роман, не повесть... еще менее поэма, еще менее историческая хроника», предпочитал утверждать, что написал просто «книгу». Со временем утвердилось представление о «Войне и мире» как о романе-эпопее. Эпопея предполагает всеохватность, изображение важнейших явлений народной жизни в историческую эпоху, определяющую ее дальнейшее развитие. Жизнь высшего дворянского общества, судьбы мужиков, офицеров и солдат русской армии, общественные настроения и массовые движения, характерные для изображенного времени, образуют широчайшую панораму национальной жизни. Авторская мысль и его открыто звучащее слово связывают картины ушедшей эпохи с современным состоянием русской жизни, обосновывают общечеловеческий, философский смысл изображенных событий. А романное начало проявляется в «Войне и мире» через изображение разнообразных характеров и судеб в сложном переплетении и взаимодействии.

Само заглавие романа отражает его синтетическую жанровую природу. Все возможные смыслы многозначных слов, составивших название, важны для писателя. Война — это и столкновение армий, и противоборство людей и групп, интересов как основа многих общественных процессов и личного выбора героев. Мир можно понимать как отсутствие военных действий, но также как совокупность социальных слоев, личностей, составляющих общество, народ; в ином контексте мир — это близкие, наиболее дорогие человеку люди, явления или все человечество, даже все живое и неживое в природе, взаимодействующее по законам, которые стремится постигнуть разум. Все эти аспекты, вопросы, проблемы так или иначе возникают в «Войне и мире», важны для автора, делают его роман эпопеей.

2.  Как представляет Л. Н. Толстой роль личности в истории? Сравните образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире».

Толстой кардинально переосмысливает роль личности в истории. Он отказывается от понятия «выдающаяся, исключительная личность». Развенчанию этого понятия в романе последовательно подчинено развитие образа Наполеона. Наполеон в изображении писателя — себялюбивый позер, человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории. Писатель предлагает классическое сравнение Наполеона с мальчиком, дергающим внутри кареты за веревочки, полагая, что он управляет ее движением. Однако личность выдвигается на историческую авансцену или ниспровергается в мрак исторического забвения по воле более масштабных сил. Толстой обобщает представление о них в понятии «народ». Война 1812 года — столкновение русского народа с народами Западной Европы. Причем агрессивно настроенные народы приобретают признаки толпы. Она-то и выдвигает такого предводителя, который ей надобен, каким был Наполеон, — жестокого, беспринципного, эгоистичного, тщеславного. Он своими внутренними качествами соответствует целям толпы, а это — «обманы, грабежи и убийства», война.

Другой тип исторической личности — это подлинно народный вождь, главнокомандующий русской армии Кутузов. Его выдвигает на руководство армией, цель которой — спасение родины, не воля императора, интриги или личный талант полководца, а мир, совокупная народная воля России. Здесь выбор тоже безошибочно соответствует целям народа. Главная среди них — мир, только уже в значении отсутствия войны, врага на родной земле. Именно этой цели и служит Кутузов, подчеркнуто демократичный, простой и открытый во всех случаях, когда не имеет дело с большими и малыми наполеончиками, которых немало и в русской армии, и при дворе.

Писатель парадоксально заостряет внимание читателя на кажущейся пассивности, бездеятельности Кутузова даже в самые тяжелые моменты, требующие решений: Бородинское сражение, совет в Филях. Кутузов таков потому, что понимает — произвольные действия личностей мало что могут изменить в направлении движения истории, ходе исторического события. Их определяет совокупная воля масс, «всех, без единого исключения всех людей, принимающих участие в событии». Гениальность Кутузова состоит в исключительной чуткости к этой воле и в том, что порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат, которых он возглавлял, и миллионы русских людей, которых они представляли. Это и ненависть к врагам во время сражения, и великодушное отношение к побежденным: «Мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» Не кажется случайным для писателя и отход Кутузова от дел после освобождения Русской земли: заграничный поход — это уже политика, национально необходимого в нем нет. «Дедушка», «отец» — так называют Кутузова простые люди, подчеркивая семейный, родовой характер духовной связи со своим лидером. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — обобщает Л. Н. Толстой свои наблюдения над двумя типами исторических личностей.

3. В чем состоят важнейшие особенности образа Пьера Безухова? Почему именно этот герой постепенно оказывается в центре действия романа-эпопеи Л. Н. Толстого?

Прямой, честный и благородный Андрей Болконский, по замыслу писателя, готов по-настоящему героически, без позы погибнуть. Хотя само поведение в роковой момент показательно — и здесь Болконский не захотел согнуться, не то что пасть и прижаться к земле, ища у нее спасения и поддержки. Метафорически понятая «земля», простота и естественность поведения в повседневной жизни осознаны им как важнейшая ценность, но самому ему не даются. Он и уходит с поля битвы, которым оказалась для него жизнь, с мыслью: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Это понимание самого главного в жизни не только постепенно становится мировоззрением Пьера Безухова, оно всегда было бессознательной основой его поведения. Символично то, что Пьер — человек подчеркнуто мирный, мирской. Он с самого начала входит в роман в этой роли. Оттого Пьер выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер, что открыт, условностям не привержен, естественен в каждом слове, правдив, как ребенок. Там для всего есть свое место, время, форма — «неуклюжий» Пьер разрушает все эти безжизненные условности.

Однако жизнь по велениям сердца без надлежащего жизненного опыта приводит его на первых порах к многочисленным ошибкам, страданиям. Отечественная война «округлила», привела в гармоническое равновесие побуждения души и поиски ума Пьера, предопределила его дальнейший путь.

Задачи и логику поведения народного полководца разъясняет Пьеру Андрей, но полного личного слияния с народом достигает Безухов. Уже на батарее Раевского солдаты проявляют к Пьеру «ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным». Писателю важно подчеркнуть этот «животный», органический, чувственный уровень сближения Пьера с народной массой. Бой и последующее пребывание Пьера в плену изображаются именно как жестокая мясорубка. Толстой не скупится на натуралистические подробности не только при описании поля сражения, лазаретов, но и рассказывая о том, например, как физически страдал Пьер и другие люди в плену, как выглядели его разбитые, в струпьях ноги и т. п. Происходит истинное приобщение к плоти и крови народной. Для духовного становления будущего декабриста пройти через все это оказалось чрезвычайно важным. Здесь он обретает чувство кровной, неразрывной связи с народом, буквально становится частью его выжившего в испытаниях мирского и духовного тела.

И это приобщение к «земле», общему, роевому вовсе не лишает человека индивидуальности, свободы воли и выбора. Наоборот, осознав себя органической частью национального целого, Пьер действует свободнее, подчиняясь соображениям собственного ума и велениям своего, теперь уже тоже народного нравственного чувства, сердца. Огромное влияние оказал на становление обновленного Пьера Платон Каратаев, воплощение «всего русского, доброго, круглого». Пьер проносит воспоминания о нем через всю жизнь. Но на вопрос о том, одобрил бы Каратаев то, чем он теперь занимается, а Пьер «был одним из главных основателей» некоего тайного общества, тот отвечает: «Нет, не одобрил бы... Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь».

Мир, русский народ, частью которого осознал себя Пьер, налагает на него обязанности стремиться к благу и дает возможность свободно выбирать нравственно чистый путь к нему.





загрузка...
загрузка...