Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860-1904)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Тематику ранних юмористических рассказов, новые аспекты раскрытия традиционных образов и тем.

2.  Ключевые настроения, своеобразие героев и конфликтов социально-психологических рассказов.

3.  Расстановку действующих лиц пьесы «Вишневый сад» и особенности их ответов на вопрос о прошлом, настоящем и будущем родины.

 

Уметь

1.  Анализировать произведения малого жанра с указанием важнейших жанровых примет.

2.  Обнаруживать общие тенденции творчества писателя, анализируя произведения различных периодов.

3.  Использовать в ходе анализа пьесы понятия: драматическое, комическое, трагическое, фарс, трагифарс.

 

Вопросы и задания

1.  В чем состоят особенности героя в рассказах А. П. Чехова 1880—1890-х годов? Проиллюстрируйте ваше понимание на примере одного из рассказов.

Многие герои Чехова ощущают тупик, исчерпанность прежних форм жизни, но не знают, как иначе устроить ее, куда двигаться. Они какие-то «временнообязанные» в жизни. Тем самым в рассказах Чехова обнаруживают себя настроения общего неблагополучия, растерянности, охватившие значительную часть российского интеллигентного образованного общества рубежа XIX—XX веков. Герои таких рассказов, как «Попрыгунья», «Ионыч», вполне благополучны в социальном плане, устроены в материальном отношении, но утрата традиционных народных нравственных ценностей в них ощутима весьма остро. Всю свою жизнь как «невыносимые путы» воспринимает Гуров из рассказа «Дама с собачкой». Замены же образовавшемуся духовному вакууму нет. Ощущение пустоты, бессмысленности, временности бытия гнетет их.

Вот и героя-повествователя рассказа «Дом с мезонином» «томило недовольство собой, было жаль своей жизни, которая протекла так быстро и неинтересно». Встреча с чудесной юной девушкой Женей Волчаниновой, Мисюсь, как зовут ее в семье, освежила и заставила чувствовать лежавшего на боку (буквально в таком положении находится герой в начале рассказа) талантливого художника. Мисюсь держится в тени своей активной, много и громко говорящей сестры Лидии. Но и в этом положении она выгодно отличается чистотой и искренностью реакции на мир, жизнерадостностью, открытостью, нежностью. Встреча с Женей пробуждает чувство прекрасного, все, что видит герой, окрашивается более ярко, поэтично. Герой полюбил ее, но Женя вынуждена была подчиниться воле деспотичной сестры и уехать. Что мешало свободному, неженатому, имеющему средства герою искать Женю, отстаивать свое право на любовь, непонятно. Анемия чувств, атрофия характера оставляют герою только одно тоскливое и бесплодное восклицание: «Мисюсь, где ты?»

Несколько позже в новеллистической трилогии «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник» писатель более развернуто показал процесс утраты первоначальных жизненных задатков, способности любить, действовать, духовно развиваться.

2. В чем причины общего неблагополучия, характеризующего состояние героев, общей атмосферы в пьесе «Вишневый сад»?

В центре произведения борьба за будущее вишневого сада, части имения Гаевых. Вишневый сад символически воплощает красоту уходящей жизни, прошлого, всей меняющейся родины. Прежние его хозяева лишены каких-то броских недостатков, социальное обличение не является стихией Чехова, любящего полутона, недосказанность. Раневскую все любят, в том числе и Лопахин. Гаев — бездельник и пустослов, но в общем совершенно безобидный, добродушный человек. Чехов сочувствует этим героям. Пронзительна сцена, когда брат и сестра, оставшись одни, плачут об ушедшей молодости, быстротечной жизни.

Удивляет равнодушие, глухота к голосу времени Раневской и Гаева. Они не то что не могут понять резонов предложений Лопахина для спасения имения, они как бы не хотят ничего об этом слышать. Аристократизм сделал героев привлекательными глубинной культурой, вызывающей уважение гордостью, увядающей красотой, но в современных условиях он оборачивается равнодушием и нечуткостью, отъединенностью от иных людей. Раневская представить не может, скорее всего, не догадывается даже, что Лопахин ее любит. Этот выходец из крепостных достоин лишь самых общих, хотя и добрых, культурных чувств. Раневская относится к нему, как гуманный, хороший барин к «человеку» (слуге). Отчего бы, например, и не облагодетельствовать хорошего человека, женив его на собственной воспитаннице? Ни чувства Вари, ни желания Лопахина для нее недоступны, потому что всерьез думать о ком-то ином, переживать глубоко и искренне она не умеет, не привыкла.

Лопахин по своей социальной роли мог бы занять место типичного хозяина новой жизни, капиталистического дельца новой формации. Но у Чехова отсутствуют резкие психологические краски, лобовые конфликтные столкновения. Лопахин недолго радуется тому, что он, потомок крепостных, купил имение, в котором его предков на конюшне секли. Чувства уныния и грусти у этого рефлексирующего, типично русского купца подавляют иные. Имение остается, а красота уходит из его жизни навсегда. «Хозяин жизни» страстно желает ее скорейшего изменения: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Писатель придавал особое значение этому герою пьесы, считал, что актеры должны показать его умным, тонким, глубоко чувствующим. Чувство недоумения, ощущение общего неблагополучия всей жизни, испытываемое этим персонажем, является важнейшим в «Вишневом саде».

Есть ли будущее у вишневого сада, возродится ли он? Этот вопрос традиционно связывают с фигурами молодых героев пьесы Пети Трофимова, Ани. Их абстрактные мечты о светлом, радостном будущем родины вызывают сочувствие. Но Аня слишком молода, неопытна. А личность Пети не вызывает уважения у окружающих, он «вечный студент», «облезлый барин», нет в герое воли, потенциальной способности к делу.

Звук лопнувшей струны, который, по замыслу автора, должен венчать действие, символизирует историческую паузу, ощущение безбытности и бездомности, неукорененности в жизни, безвременья, охватившие всех героев пьесы.

 





загрузка...
загрузка...