Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Историю создания и публикации произведений Булгакова, его положение в СССР 1920—1930-х годов.

2.  Проблематику и особенности стилистики повестей и пьес Булгакова, созданных в 1920-е годы.

3.  Жанровые и сюжетно-композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита», связь образов и идей романа с вечными вопросами и проблемами жизни советского общества 1920—1930-х годов.

 

Уметь

1.  Определять и обосновывать символико-философское значение образов и персонажей условно-фантастических и реалистических произведений Булгакова 1920-х годов.

2.  Осмысленно и целенаправленно использовать в ходе анализа текста такие понятия, как гротеск, аллегория, фантастика, композиция, жанровые особенности произведения.

3.  Последовательно и логично вести анализ образной системы, авторской позиции и роли действующих лиц композиционно сложного, сюжетно-разветвленного,

насыщенного социально-психологическими наблюдениями и нравственно-философскими размышлениями романа.

 

Вопросы и задания

1. Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях М. А. Булгакова 1920-х годов.

Наиболее значительные произведения Булгакова всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с повестью «Роковые яйца». При внимательном чтении можно обнаружить символический смысл многих сцен, образов, картин, содержания в целом.

Красный луч, открытый Персиковым луч жизни, символизирует у Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олицетворяет разбуженную революцией энергию народа. Но катастрофа, которая происходит из-за небрежного обращения с лучами жизни, предупреждает о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России. С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на Предсовнаркома В. И. Ленина. Булгакова тревожит судьба ленинского эксперимента, начатого в октябре 1917 года, волнует то, что стихийная энергия масс, разбуженная большевиками, будет обращена во зло и станет причиной грандиозной общественной катастрофы. Булгаковский прогноз и опасения во многом оправдались.

Идеи писателя, намеченные в «Роковых яйцах», художественные принципы изображения жизни были развиты в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский тоже субъективно честен, трудолюбив, морально чист, искренне мечтает об улучшении человеческой натуры. Но его вмешательство в природу, слепой эксперимент оборачивается созданием социального монстра Шарикова. Детище профессора ужаснуло собственного творца. Немаловажно и влияние на Шарикова председателя домкома Швондера, ставшего для него своего рода духовным наставником. Герой Булгакова считает собственное благополучие целью и главным завоеванием революции. Благополучие же видит в том, чтобы, ни за что не отвечая, ничего серьезно не делая (служить в армии, как и трудиться, Шариков не желает), пользоваться всеми материальными благами общества. Основание для этого одно — пролетарское происхождение. Средства, при помощи которых он добивается своего, — социальная демагогия, моральная спекуляция, ложь, агрессия. Шариков угрожает не только Преображенскому, он опасен для культуры в целом. Это не очеловеченный зверь, а озверевший человек.

Сатирико-разоблачительное изображение шариковщины не единственная удача автора. Не менее важно и социально-философское обобщение, связанное с образом профессора Преображенского. За его фигурой, помыслами, ошибками, горьким прозрением и расплатой ощущаются размышления писателя о судьбах русской интеллигенции. Она с энтузиазмом готовила и в значительной части встретила явление «нового мира» и «нового человека» и вскоре стала одной из первых его жертв.

Своеобразна творческая манера Булгакова, обретаемая уже в сатирико-философских повестях и развитая в романе «Мастер и Маргарита». Е. И. Замятин определил ее так: «Фантастика, корнями врастающая в быт».

2.  Как взаимосвязаны социальные идеи, картины борьбы и войны с образами нравственно чистой, устойчивой жизни в романе «Белая гвардия»?

Роман «Белая гвардия», как и написанную по его мотивам пьесу «Дни Турбиных», отличает добротное усвоение традиций классического реализма, хотя художественная мысль нова и оригинальна. Писатель в романе и пьесе сопоставляет вечное, непреходящее, те ценности, которые всегда необходимы людям, и то, что вынесено на поверхность революционным и военным ураганом. Кремовые шторы, о которых с пафосом говорит Лариосик, отчасти родственны «дорогому, многоуважаемому шкафу», которому посвятил речь Гаев в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Булгаков сознательно использует литературную ассоциацию, чтобы подчеркнуть нравственную и даже духовную ценность для человека быта, дома, семьи. Это островок устойчивости среди хаоса, символ надежды на возможность восстановить большое, если удастся сохранить малое. Так же важны для писателя подмечаемые им теплота, искренность взаимоотношений любимых героев, их абсолютная честность друг перед другом. Быт, дом, семья, страна, честь, душевная полноценность человека — эти понятия для Булгакова нераздельно связаны. Все это своего рода нравственные «кремовые шторы», ценность которых не сотрется с годами. Обладание этими непреходяще ценными качествами определяет оценку героя.

Социально-политическая тематика важна для писателя в пьесе не менее, чем нравственно-философские вопросы. Его концепция революции и Гражданской войны является одной из наиболее взвешенных. Для 1920-х годов характерна пристрастность, политическая однозначность оценок и выводов. Булгаков уже тогда сумел от этого избавиться. Он объективно показывает, что победа большевиков в сложившихся условиях может восстановить начала государственности, державности, остановить анархию и разорение, самоуничтожение страны. Его герои, верой и правдой служившие старой России, не могут испытывать симпатий к большевикам. Но Россия для Турбиных дороже и больше, чем монархическая или коммунистическая идея. Исходя из этого служения родине, они делают оценки и принимают решения. Высшей идеей патриотизма определяется и позиция автора.

3. Назовите наиболее важные особенности сюжетно-композиционного построения романа «Мастер и Маргарита». Как можно определить его жанровую природу?

Роман Булгакова представляет собой сложное жанровое образование. Здесь есть признаки социально-сатирического произведения. В таком ключе написаны московские главы, рассказывается о казнокрадах, взяточниках, приспособленцах, лодырях, рвачах, пьяницах, о человеческой завистливости и жестокосердии, легкомыслии и своекорыстной хитрости. Разговор Воланда с Берлиозом, общение Иешуа с Понтием Пилатом вводят в роман нравственно-философскую проблематику. Автор решает вопросы морали, предназначения и возможностей человека, размышляет об отражении в судьбах людей вечной борьбы добра со злом. «Ожившие» герои романа Мастера, их общение и влияние на судьбы реалистически нарисованных персонажей, фантасмагорический бал Сатаны — все это приметы условно-фантастического произведения. Такое многогранное и многоаспектное жанровое образование понадобилось писателю для воплощения столь же сложного комплекса воззрений на мир, человека, историю и современность, явления, доступные человеческому восприятию и осмыслению, и непознаваемое, потустороннее.

В соответствии с этой сложной жанрово-содержательной задачей находится и композиция произведения. Следует обратить внимание на то, что исторический план повествования вводится в произведение по-разному. Впервые картины древнего Ершалаима возникают как видение, навеянное Ивану и Берлиозу Воландом, затем части романа рассказываются Бездомному самим Мастером и приходят к Ивану во сне. Некоторые участники жизнеподобного действия из московских глав при содействии потусторонних сил посещают бал Сатаны. Такое построение произведения, конечно, делает повествование более увлекательным, поддерживает читательский интерес. Это является важной, но не единственной задачей автора. Причудливо совместив фантастические, реалистические и библейско-исторические части, автор активизировал мысль читателя, заставил сравнивать времена и нравы, сопоставлять их с непреложными вечными образцами поведения и принципами бытия.

4.  В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита»? Как этот образ помогает понять иных персонажей?

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соответствует запросам, возможностям и потребностям людей. Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обновление человека. К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа своих учеников — простых и бесхитростных.

Один из таких людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа. Мастер перед уходом назвал его своим учеником, но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, имелось в виду ученичество не как продолжение писательской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком. А Мастер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до того, как судьба дала ему возможность писать. Мастер только мечтал о славе. Иван от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной газеты), ушел в полную безвестность. Судьба Ивана Николаевича Понырева потому столь важна и так подробно описана, потому ему посвящены последние страницы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины. Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути — со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя через потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребности, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах закатного романа к образу обычного, но духовно ищущего человека — это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мысли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человеческого бытия.

 





загрузка...