Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889-1966)

После изучения темы необходимо

Знать

1. Важнейшие вехи жизни поэтессы, обусловившие существенные приметы ее творчества.

2. Тематику, настроения, важнейшие художественные приметы лирики различных периодов творчества, изменения во взгляде поэтессы на поэта и поэзию.

3. Идейно-художественные особенности поэмы «Реквием».

Уметь

1. Указать конкретные художественные способы отражения событий личной жизни поэтессы в содержании и художественных особенностях ее стихотворений.

2. Оперировать в ходе целостного анализа текста понятиями: лирический герой и сюжет, эпитет, ассоциации, народность. Выразительно читать наизусть избранные произведения поэтессы, отрывки из них.

3. Выявить общезначимое и индивидуальное в судьбе героини «Реквиема», способы передачи ее состояния и формирования общенациональной проблематики в поэме.

Вопросы и задания

1. В чем состоят оригинальность и психологическая глубина воплощения любовного чувства в лирике Ахматовой?

В первых книгах поэтессы всеобщее внимание обратили на себя стихотворения на традиционную тему любви. Молодая поэтесса сумела найти совершенно оригинальные краски, образы, тональность для воплощения вечных коллизий, переживаний любящей души.

В нескольких строках стихотворения «Он любил» ей удалось создать характер человека, далекого от бытовых проблем, мечтателя, уносящегося в экзотические края, возвышенный и туманный мир грез. Последняя строка — «...А я была его женой» — превращает стихотворение-портрет в своеобразную сценку, даже пьесу. Приоткрывается конфликт двух душ. Намек, доверие к интуиции читателя, способного понять, прочувствовать всю сложность характеров и их соседства, близости и скрытого противостояния, позволяют поэтессе быть столь краткой. Неожиданно наполняются художественно выразительным значением отдельные слова и сочетания. Определение «стертые карты Америки» не просто фиксирует состояние географической карты одной из частей света. Оно подготовлено указанием на возвышенно-экзотические явления, которые любил герой («за вечерней пенье белых павлинов»), и становится эпитетом, художественно обобщающим его характеристику. Он весь устремлен к необычному, хотя бы пальцем по карте и в мечтах путешествует по странам, обещающим загадки и открытия. Ясен и метафорический смысл нелюбви героя к «чаю с малиною». Образ обобщает представления о скучно-обыденной жизни с детским плачем и женскими истериками, столь неприятной ему.

Хотя в характере героя «Он любил» можно почувствовать некоторые стороны натуры Н. Гумилева, но и здесь Ахматова имеет в виду широкий круг коллизий человеческой жизни, отношений между любящими. Личный план переживаний она переводит в общечеловеческий, никогда не забывая о читателе, пытаясь дать ему слово, образ, эмоцию для выражения состояния души.

Использование психологической детали портрета, поведения героя роднит художественные принципы Ахматовой с достижениями русской психологической прозы XIX века. Достаточно сказать:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

(«Песня последней встречи»)

И становится очевидным, как мучительно пытается скрыть героиня за внешним спокойствием бурю чувств: отчаяние, надежду, любовь, готовность умереть вместе с любимым.

Последние строки стихотворения «Сжала руки под темной вуалью...» — «улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: "Не стой на ветру"» — вновь кратко, но предельно выразительно воплощают исход разыгравшейся любовной драмы. Совет поберечь здоровье для готовой на все ради возвращения любимого лучше пространных объяснений свидетельствует об окончательном разрыве, отчуждении, катастрофе любви.

2. Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием».

Центром постижения души народа в поэзии Ахматовой является поэма «Реквием». Она пронизана предельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму — арест сына, мужа — и в то же время осознает и стремится выразить трагедию общенационального масштаба. Именно слитность в испытаниях с народом дает ей силу выстоять и творить. Поэма о личном человеческом горе стала произведением о трагической эпохе национальной истории.

Поэма весьма оригинальна в сюжетно-композиционном отношении. Композиция обусловлена задачами автора. Прежде всего, речь идет о связи автора в страданиях со «стомильонным народом». Поэма была «заказана», творчество должно было стать ответом на разгул бесчеловечных сил (прозаическое «Вместо предисловия»). Поэтесса приняла на себя тяжкое бремя быть выразительницей общих чувств и посвящает свой труд «невольным подругам двух моих осатанелых лет» («Посвящение»).

Основная часть произведения построена как своеобразное восхождение героини на Голгофу страданий. Но связь с общенациональным аспектом размышлений постоянно поддерживается: через исторические ассоциации («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»), фольклорность образов («Тихо льется тихий Дон...»).

Глубоко и достоверно воссоздается состояние страдающей матери, берегущей и теряющей после приговора надежду. Смерть теперь кажется желанной в сравнении с жизнью и подкрадывающимся безумием.

Особую роль играет в сюжете глава «Распятие». Библейские ассоциации позволяют обосновать мысль о том, что страдания матери ни прочувствовать кому-либо другому, ни описать до конца достоверно нельзя, нет образов и красок, чтобы это сделать. Глава к тому же отчетливо связывает мысль о страдающей матери с понятием «Родина-мать». И тем самым подготавливаются обобщения и выводы «Эпилога».

История народа всегда изобиловала трагическими страницами, но главным ее содержанием оставалось творчество. Творчество преодолевало и «отрицало» трагедию. Трагедия возвеличивала и делала бессмертным творчество. Глубоко осознав эту истину, Ахматова завершает «Реквием» утверждением, что место памятника ей, ее поэзии, если будет заслужен, только «здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Подлинная народность жизни, судьбы, поэзии была обретена здесь.