Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905-1984)

 

После изучения темы необходимо

Знать

1.  Важнейшие вехи жизни писателя, обусловившие существенные приметы его творчества.

2.  Основные жанровые приметы «Тихого Дона», связь сюжета с реальными историческими событиями.

3.  Повороты жизненных судеб центральных героев романа, их участие в ходе событий реальной истории, художественно описываемой в романе.

 

Уметь

1.  Анализировать важнейшие идеи и способы их воплощения в романе-эпопее М. А. Шолохова. Обосновать историческую объективность и нравственную обоснованность его концепции революции и Гражданской войны.

2.  Оперировать в ходе целостного анализа текста понятиями литературоведения: герой, психологический анализ, портрет, пейзаж, авторская позиция и способы ее выявления.

3.  Указывать общезначимое и индивидуальное в характерах и судьбах героев, авторском изображении жизни России, способы создания местного колорита и формирования общенациональной проблематики в романе.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте «Тихий Дон» как роман-эпопею.

Первоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти большевиков, которым руководил генерал Л. Г. Корнилов. Произведение должно было называться «Донщина». Но постепенно замысел расширялся. Рассказать о войне и обосновать закономерности поведения людей без общей оценки времени, без предыстории, где были бы показаны истоки характеров и конфликтов, оказалось невозможным. Рамки произведения расширялись, замысел охватывал уже не один из эпизодов, а всю ключевую для национальной истории эпоху революции и Гражданской войны. Судьбы казаков сопрягаются с судьбами российского крестьянства и народа в целом. Выявляются закономерности переломной эпохи русской истории.

В соответствии с этим весьма широк круг действующих лиц— их в «Тихом Доне» свыше семисот. Они представляют все важнейшие слои русского общества: крестьянство во всем многообразии местных особенностей этого сословия, казаков, купцов, предпринимателей, столичное и провинциальное дворянство, высших правительственных чиновников, генералитет, офицерство, пролетариат, интеллигенцию, представителей различных революционных группировок и партий, множество иных социальных сил и групп. Вымышленные персонажи действуют в романе наряду с многочисленными образами реальных исторических лиц (Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин и др.).

Документально выверенный ход исторических событий изображается с таким же мастерством, как жизнь и характеры, рожденные авторским художественным воображением. Абсолютно все герои романа получают здесь право на свободное и полное раскрытие своих характеров, надежд, позиции. В целом писатель воссоздает многоголосие, борьбу чувств, идей, партий, сил, личностей на протяжении 10 лет (с 1912 до 1922 год), в течение которых Россия стала совершенно иной в социально-политическом отношении, чем прежде. Он показал, как изменился русский человек и страна, а также саму динамику этих изменений. История предстала живой, воплощенной в поступках и судьбах людей.

Все вышесказанное отражает особую жанровую природу наиболее значительного произведения М. А. Шолохова. У нас его принято называть романом-эпопеей, отражающим жизнь народа в ее наиболее значительных проявлениях на важнейшем историческом этапе. Американский литературовед Д. Стюарт писал, что «Тихий Дон» — «это эпос в самом прямом значении слова... являет собой воплощение жизни народа и его культуры... В этом творении мы обретаем могущественное чудо жизни, которое гомеровские греки ощущали в каждом своем мускуле, а также могущественную тайну смерти».

2. «Показать очарование человека...» — как сказалась эта установка писателя при создании образа Григория Мелехова?

Героем, в полной мере соответствующим характеру и задачам эпопеи, стал в романе Шолохова Григорий Мелехов. В начале романа подчеркиваются черты характера, образа жизни и отношения к миру, которые объединяют героя с другими казаками. Он — продолжатель рода Мелеховых. Трудолюбив, по-юношески поэтичен, но и легкомыслен. Даже отношения с Аксиньей Григорий поначалу не осознает как свою судьбу, предлагает ей расстаться. Как все, он женится по выбору родителей, но вскоре проявляет непокорность и самостоятельность нрава, уведя Аксинью из села, бросив «нелюбую» Наталью.

«Нормальные» конфликты драматичной, но прекрасной мирной жизни резко обрывает война. Григорий с болью воспринимает насилие, в котором вынужден участвовать. Нигде не поэтизирует Шолохов воинских подвигов, фронтового товарищества, взаимовыручки казаков, хотя и показывает все это. Фронтовые картины окрашены основным чувством, в котором едины герой и автор, — неприятием войны, выжигающей души победителей и побежденных. Именно глубокое убеждение в неправедности войны, начатой царским правительством, подталкивает героя к сочувствию революционерам.

Правда и справедливость являются для Григория критериями оценки теорий и поступков. Именно попытками обрести, а если надо и отстоять в борьбе правду, справедливое мироустройство обусловлены колебания героя в ходе гражданской междоусобицы. Дважды он воюет на стороне красных, трижды оказывается в рядах их противников. А талант Григория делает все, за что он берется, мощным, ярким, будь то работа или сражение. Нет доверия у Григория к царским генералам и казацким властям, мечтающим вернуть прошлое, где далеко не все устраивало казаков. Бывший офицер, повстанец, гордый человек, не согласный гнуть шею ни перед кем, Григорий постоянно под подозрением и у новых, большевистских властей. Таким образом, М. А. Шолохов показывает своего главного, любимого героя на распутье, где ни одна из дорог к цели не ведет. Гражданская война так же не способна развязать исторические узлы, решить по справедливости наболевшие проблемы людей, общества.

Григорий всегда переживает и мыслит по-своему и в то же время так, как большая часть честных казаков. Его позиция не в стороне от народных исканий, а в гуще, на самом стрежне национальной жизни. Именно такой герой должен был по праву занять центральное место в национальной эпопее. Автор же, вопреки тем ужасам и насилию, изображение которых охватывает большую часть его произведения, все-таки говорил, что главной целью для него было показать «очарование человека». Чем одареннее изначально человек, тем более активно вовлекается он в противоречивый исторический вихрь, тем больше переживает заблуждений и прозрений, тем больше берет на себя вины и обретает тяжелой, но необходимой правды.

Это очарование человеческих характеров, личностей составляет реальную альтернативу очередному «разорению Русской земли», описанному в «Тихом Доне».

3.  В чем своеобразие женских образов романа «Тихий Дон»? Как выражается писательское отношение к созданным женским характерам?

Кроме главного героя особенное внимание писатель уделяет женским образам — характерам Аксиньи Астаховой, Натальи, матери Григория Ильиничне. В конце произведения их место в доме занимает и хранит осиротевший было очаг повзрослевшая Дуняшка.

Острое противостояние женщин, каждая по-своему любивших Григория, выявило глубину и красочность их столь различающихся душ. Материнское чувство Ильиничны на стороне Натальи, главным для которой были дом, дети, традиционные устои морали, семейные ценности. Писатель показывает, как и Григорий постепенно становится теплее к жене, умом сознает все ее достойные уважения и любви качества. Но и в этом тоже правда жизни, от которой ни в чем не отступает писатель-реалист, — сердцу он приказать не может.

По-настоящему любит Григорий всю жизнь беспутную, со сломанной судьбой и разбитой душой Аксинью. Писатель создает противоречивый, яркий и запоминающийся характер. Тоска по счастью, которым обделила ее жизнь, безотчетное влечение к Григорию, определенный надлом в душе, что обусловлено драматически сложившейся судьбой, подталкивают Аксинью к измене мужу. Позже она стремится отбить у Натальи уже женатого Григория и становится косвенной виновницей ее гибели. С пониманием человеческой психологии, но безусловным нравственным осуждением рассказывает писатель, как Аксинья после смерти дочери превратилась в любовницу Евгения Листницкого.

Каждое сближение с Аксиньей вносит в жизнь Григория сумятицу, хаос, неопределенность. Ее натура как бы противостоит норме, обыденному и правильному течению жизни. Хотя с годами Аксинья все в большей степени осознает всю прочность, надежность и красоту вечного круговорота жизни, тянется к осиротевшим детям Григория, мечтает о собственном семейном гнезде.

И писатель не судит героиню беспощадно. При всей противоречивости поступков Аксинья всегда была далека от грязи и разврата, которые коснулись, к примеру, Дарью. Ее судьба, сбывшееся и несбывшееся в жизни глубоко воплощены художником в метафорическом образе найденного героиней погибающего и все-таки прекрасного ландыша: «Умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка — вся в искрящихся слезинках росы — вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной».

Яркие пейзажные зарисовки, связанные с рассказом о ее душевных состояниях, авторский взгляд в глубину сердца страдающей и любящей женщины, проникновенное повествование о чувствах Григория после смерти Аксиньи, иные способы психологического раскрытия героини показывают и ее как человека, очарование которого навсегда остается с читателем.

 





загрузка...