Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЗЫ 1960-1980-Х ГОДОВ

 

1. В чем состоят особенности героя деревенской прозы? (На примере 1—2 произведений.)

О красоте душ сельских жителей, гармонии общественных отношений, которые были идеалом, а иногда характеризовали жизнь крестьянской семьи и мира, противоречиях национального характера, трудном вхождении вчерашних селян в новый, городской мир с его соблазнами и опасностями много писали В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев.

Исток творчества названных писателей — любовь и восхищение, тревога за любимый мир и несогласие с разрушением традиционных устоев общежития и нравственности. «Лад» называется одна из книг В. Белова, «Век живи — век люби» — один из рассказов В. Распутина. Любовь к традициям Отечества и талант позволили писателям-«деревенщикам» вписать совершенно оригинальную страницу в историю русской словесности.

Одна из очень важных страниц «деревенской прозы» — творчество Василия Ивановича Белова (1932— 2012). Повесть «Привычное дело» (1966) принесла писателю широкую известность, оказалась в центре внимания читателей, критики, всех участников дискуссий о деревенской теме в литературе. Главные герои повести — Иван Африканович Дрынов — бывший фронтовик, колхозник и его жена доярка Катерина. Иван Африканович — отец многодетной семьи, у него 9 сыновей и дочерей. Его жизнь полна трудностей и забот. Помимо колхозной работы, он ловит рыбу, добывает пушнину.

Герой отнюдь не безгрешен: в первом же эпизоде повести спьяну натворил дел, в которых позже горько раскаивался. Писатель отмечает также, что его герой слишком долго мирится с явной несправедливостью, с бесконечными поборами, которыми власти истощают крестьянские хозяйства, обрекают людей на полунищее, бесправное существование. А когда терпение лопнуло, Иван Африканович попытался уйти из села, слишком резко поменять свою жизнь. В незнакомом городском мире он потерялся, его обворовывают, оставшись без поддержки, надорвавшись, умирает горячо любимая Катерина. Во всем этом горько винит себя герой.

Однако прирожденная жизнестойкость и привычка к каждодневному крестьянскому труду помогают ему выжить. И еще одно важнейшее качество героя подчеркивает писатель. Его горе и радость, просветленные и печальные думы всегда так или иначе связаны с природой, круговоротом теплых и морозных, ясных и пасмурных дней. Глядя на восход, он думает: «Восходит — каждый день восходит, так все время. Никому не остановить, не осилить». Для него жизнь — везде жизнь. «И все добро, все ладно. Ладно, что родился, ладно, что детей народил». В. Белов пишет о поэтическом мироощущении Ивана Африкановича.

Писатель подчеркивает гармоничность духовного мира своего героя. Доброта, совестливость, любовь к людям, жизни придают его личности особое обаяние. Повествование о его жизни становится своего рода «последним поклоном» писателя русскому крестьянству, сельским жителям, трудами и духовным поискам которых был создан традиционный русский национальный мир.

В «Плотницких рассказах» (1968) В. Белов продолжил галерею характеров русских крестьян. В книге повествуется о двух друзьях, которые всю жизнь соперничали, мирились, снова конфликтовали. Авинер Козонков постоянно стремится к власти, делает вид, что поступает по правилам и непогрешим. На самом же деле он всегда и все делает из эгоистических побуждений. Алеша Смолин, напротив, — прирожденный крестьянин, бескорыстный труженик. Это как бы две стороны национального характера, проявившие себя в противоречиях XX века.

2.  Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1—2 произведений.)

Важнейшая тема 1960—1980-х годов — военная. Осмысление событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в большей степени.

Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из признанных представителей так называемой «лейтенантской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах писателя сочетаются с умением поведать о том, что переживают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реальности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой мужества и нравственных испытаний для вчерашних студентов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить — неожиданно оказываются главными качествами, которые требует борьба со смертью, врагом.

Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Новиков («Последние залпы») — тоже совсем еще молодые люди. Их человеческое становление еще не завершено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации.

Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя.

Историческое основание сюжета романа — попытка танковой армии Манштейна зимой 1942 года прорваться к попавшей в окружение группировке фельдмаршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отдает суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна — смерть...» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки.

Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и погибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно — по-солдатски.

Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последнего снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте.

Большая правда войны, требующей не пафоса и экзальтации, а умения оставаться человеком и делать свое дело в любых, самых невыгодных условиях, не думая о славе и наградах, возникает в сопоставлении разных судеб, показанных Ю. Бондаревым, другими представителями «лейтенантской прозы».

3.  Тема человека и природы в произведениях современных писателей (В. П. Астафьев «Царь-рыба», Ч.     Т. Айтматов «Плаха»).

В. П. Астафьев в силу жизненного опыта избрал особый ракурс изображения народной жизни. Он близок «деревенщикам», но в большей степени анализирует общую ситуацию с гибельным наступлением цивилизации на природу. Его главные книги «Последний поклон», «Царь-рыба» своеобразны в жанровом отношении: составлены из очерков, рассказов, воспоминаний, новелл, анекдотов, притч, авторских отступлений и размышлений.

Писатель с тревогой пишет о том, что наступление человека на природу, победа над ней оказывается поражением цивилизации, человеческого духа, крупнейшей ошибкой. Об этом идет, в частности, речь в одной из центральных частей «Царь-рыбы» (1978). Писатель изображает символическое сражение браконьера Игнатьича с гигантским осетром, как бы воплощающим силы природы, на которые бездумно покушается человеческая алчность. Опутанные одной губительной снастью, человек и рыба борются за жизнь. Не только природа может стать жертвой человека, но и человек, уничтожая природу, приближает собственный конец.

Симпатии писателя связаны с людьми другого типа. Молодой, бесшабашный Аким в своих не очень-то целенаправленных блужданиях по свету сумел сохранить в душе доброту и бескорыстие, бережное отношение к людям, всему живому. В столкновении с бессердечным, «свободным» от мира и людей хищником Гогой Герцевым правда и моральная победа оказываются на стороне Акима. Обстоятельства, случайности, в которых можно увидеть закономерное действие непреложных нравственных законов, приводят «сверхчеловека» к нелепой и страшной смерти на реке, а Аким спасает, самоотверженно выхаживает незнакомую умирающую девушку, которую затащил в тайгу и обрек на смерть эгоист Герцев.

Библейские ассоциации, философский подтекст, богатый и разнообразный язык, активное участие автора в оценке персонажей, разговоре с читателем — все это отличительные особенности прозы Астафьева, обеспечивающие его книгам прочное место в ряду самых популярных современных произведений.

Во многом поиски Астафьева близки Ч. Т. Айтматову, киргизскому писателю, который с 1970-х годов создавал свои произведения на русском языке, позже переводя их на родной. В его романах «Буранный полустанок», «Плаха» активно используется современный материал, фольклорные и фантастико-аллегорические сюжетные моменты, поднимаются эколого-философские и нравственно-социальные проблемы. Писатель предупреждает о губительности для отдельных людей и человечества в целом того пути развития, когда ненужными, лишними оказываются историческая память, связь с предками, совесть воспринимается как помеха в делах, сердечность и доброта считаются анахронизмом.

 





загрузка...
загрузка...