Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Типовые темы сочинений по литературе

 

Темы сочинений по литературе XX века

 

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь» (Восприятие, истолкование, оценка).

Тема любви в прозе И. А. Бунина.

Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина.

Тема обреченности буржуазного мира (По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).

Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И. А. Бунина.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький) (По творчеству И. А. Бунина).

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет» (А. А. Блок).

Образ России в прозе И. А. Бунина.

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи».

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-ро- мантик? (По ранней прозе М. Горького).

В чем смысл противопоставления Данко и Дарры? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Анализ легенды о Дарре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.

Герои ранней романтической прозы М. Горького.

«...По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений... и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель» (А. А. Блок).

Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне»).

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»).

В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».

Люди «дна»: характеры и судьбы (По пьесе М. Горького «На дне»).

Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».

Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ сцен из первого действия пьесы М. Горького «На дне»).

Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены из первого действия пьесы М. Горького «На дне»).

Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из третьего действия пьесы М. Горького «На дне»).

Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне»).

Стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Образ Руси в поэзии А. А. Блока.

«В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В. Я. Брюсов).

«От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью» (В. М. Жирмунский).

Тема любви в поэзии А. А. Блока.

Лики «страшного мира» в поэзии А. А. Блока.

Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме « Двенадцать »).

Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока « Двенадцать » ?

«Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

«Вечные» вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение С. А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Философские мотивы лирики С. А. Есенина.

Лирический герой поэзии С. А. Есенина.

Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина.

Тема любви в лирике С. А. Есенина.

Образ любимой женщины в творчестве С. А. Есенина.

Мир природы в лирике С. А. Есенина.

Образ революционной эпохи в произведениях С. А. Есенина.

Образ Родины в лирике С. А. Есенина.

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. А. Осоргин).

Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В. В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В. В. Маяковского «О дряни» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (Восприятие, истолкование, оценка).

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос».

Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского.

Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (На примере 2—3 произведений).

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского.

Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского.

«Революцией мобилизованный и призванный...» (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского).

Герой и толпа в лирике В. В. Маяковского.

Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?

Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной...»? (По стихотворению В. В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»).

Тема любви в лирике В. В. Маяковского.

«Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского.

В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»?

Тема будущего в лирике В. В. Маяковского.

Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина.

Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского.

«Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О. Э. Мандельштам).

«Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю. Н. Тынянов).

Анализ первой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».

Анализ второй главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах ».

Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик».

Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».

«Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).

Кто из героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Каким предстает Белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»?

Каково нравственное значение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

«Булгаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К. Г. Паустовский).

Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Почему в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что «трусость — самый страшный порок»?

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»).

Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна?

«Раздвоение Ивана» (Анализ главы 11 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (Анализ главы 1 первой части).

Визит Швондера к профессору Преображенскому (Анализ эпизода из главы 6 повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).

Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (Анализ главы 1 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Тайники инженера Лисовича (Анализ эпизода из главы 3 части 1 романаМ. А. Булгакова «Белая гвардия»).

Результаты швондеровского воспитания Шарикова («Из дневника доктора Борменталя») (Анализ фрагмента повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).

Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из главы 7 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»).

Анализ главы 1 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия ».

Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Бегство Тальберга (Анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»).

Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (Анализ главы 20 части 3).

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Гибель Най-Турса и спасение Николки (Анализ эпизода из главы 11 части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»).

Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.

Тема любви в поэзии Серебряного века (На примере творчества одного из поэтов).

Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Снег идет» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Каковы особенности поэзии Б. Л. Пастернака?

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака.

«Быть знаменитым некрасиво...» (Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака).

«Если душа родилась крылатой...» (По лирике М. И. Цветаевой).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Песня последней встречи» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (Восприятие, истолкование, оценка).

«Не с теми я, кто бросил землю...» (Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой).

Мир женской души в лирике А. А. Ахматовой.

«Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И. А. Бродский).

«Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А. Т. Твардовский).

Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой.

«Я научилась просто, мудро жить...» (Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой).

Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой.

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?

Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Э. Мандельштам).

Тема Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ рассказа М. А. Шолохова «Родинка».

Любовь в жизни одного из героев М. А. Шолохова (По одному из романов писателя).

Жизненный путь Андрея Соколова (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).

Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина»).

Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).

Трагедия Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

Какова роль образа Половцева в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»?

В чем необычность главного героя рассказа В. И. Белова «Привычное дело»?

Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Шолохова (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьбачеловека».

Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Анализ фрагмента главы 33 книги первой).

Кошевой в доме Мелеховых (Анализ главы 2 части 8 тома 4 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

Объяснение Давыдова с Варей (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»).

Сцена раскулачивания (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»).

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»).

Красноармейцы в доме Мелеховых (Анализ главы 16 части 6 тома 3 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

Спор гремяченских активистов о раскулачивании (Анализ главы 9 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»).

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».

Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.

Тема памяти в лирике А. Т- Твардовского.

В чем своеобразие военной темы в творчестве А. Т. Твардовского?

Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

«"Василий Теркин" Твардовского— поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. А. Бунин).

Дом Екатерины Ивановны (Анализ эпизода из рассказа К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце»).

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы» (Восприятие, истолкование, оценка).

Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.

Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.

Русская деревня в изображении А. И. Солженицына (По рассказу «Матренин двор»).

Крестьянская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (По произведению одного из писателей).

Правда о войне в произведениях современных писателей (По 1—2 произведениям русской и родной литературы).

Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне).

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца XX века (По 1—2 произведениям русской и родной литературы).

Тема русской деревни в современной отечественной прозе (На примере 1—2 произведений).

Тема русской деревни в современной прозе (На примере 1—2 произведений русской и родной литературы).

Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1—2 произведений).

Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.

Тема природы в творчестве В. Г. Распутина.

«Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века).

Нравственные искания в современной прозе (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти XX века).

 





загрузка...
загрузка...