Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Предварительная подготовка к экзаменационному сочинению
Стратегическая, долговременная подготовка

В ее основании — чтение программных художественных произведений и обязательных для освоения литературно критических работ. Изучение учебников, учебных пособий, дидактических и методических материалов, дополнительных литературоведческих работ, материалов, связанных с иными сферами жизни и знаниями (например, исторических, социологических, философских, психологических исследований), безусловно, поможет в подготовке.
Впрочем, вопрос — как читать, чтобы усвоение было максимально полным и эффективным, а чтение программного материала в идеале доставило интеллектуальное и эстетическое удовольствие, — не так прост.
«Люди не знают, как много нужно потратить времени, чтобы научиться читать», — сказал в конце своей жизни И.-В. Гете. Любительское чтение беспорядочно, стихийно, непоследовательно, оно основывается на единственном, произвольном, впрочем, весьма важном критерии: нравится — не нравится. Желательно, чтобы удовольствие от необязательного, непрофессионального чтения осталось с вами и при освоении программных произведений, но не забывайте, что учеба — это все-таки нелегкий труд, работа, требующая терпения, настойчивости, последовательности.
Школьное чтение в своем выборе опирается на критерии вполне объективные: предусмотрено программой или не требуется программой, обязательным минимумом знаний для выпускников; должно быть освоено в отношении формы и содержательных особенностей, интеллектуального наполнения и образного ряда или предлагается для общего ознакомительного чтения.
Учебное чтение характеризуется установкой на анализ, обобщение, систематизацию. Читатель должен стремиться осмыслить произведение как единое целое, отметить различные (желательно — все наиболее важные) уровни художественной структуры, понять, каким образом и какая идея воплощается в тексте, разобраться даже в природе ощущений и эмоций, возникающих в ходе чтения. Кроме того, большинством тем школьных сочинений диктуется необходимость определить место текста в более сложных системах:
►  в творчестве писателя в целом;
►  в рамках литературного течения, направления, группы с присущими им общими чертами;
►  в художественных связях с произведениями других писателей, близких тематически, идейно, формально;
►  наконец, нужно понять связи с эпохой, в рамках которой произведение возникло, и настроениями и особенностями современных людей, определяющими его сегодняшнее восприятие.
Читая произведение, обязательно:
►  выписывайте героев, давайте им краткие характеристики;
►  чертите схемы, отражающие связи персонажей;
►  задавайте автору вопросы по ходу чтения, недоумевайте, возмущайтесь, выражайте свое восхищение в письменной форме;
►  думайте о связях читаемого произведения с другими произведениями того же автора и иных писателей, ищите сходства, ассоциации, противоречия, несовпадения.
Свои особенности имеет и чтение дополнительных источников. Весьма разнообразны по стилю и не всегда сразу же ясны содержательно работы критиков прошлых веков. Большинство современных учебников написаны достаточно доходчиво, но все-таки специфические трудности при восприятии научного или научно-популярного стиля изложения могут поджидать вас и здесь. Главное, все-таки стараться понять не вполне ясное с первого прочтения, уловить логику и общую мысль исследователя, запомнить ключевые тезисы, которые могут быть использованы для цитирования, дословного или излагающего.
Читая труды критиков, обязательно:
►  делайте выписки;
►  пишите аннотации;
►  составляйте планы статей, тезисы;
►  конспектируйте главы учебных пособий.
Чем больше материала вы пропустите через руку, тем лучше его усвоит ваша память.
Экранизации литературной прозы никогда не ставят целью и не могут по природе воссоздать художественный мир книги. Даже сюжетные повороты и перипетии судеб героев более или менее больших произведений самый хороший фильм не охватывает. Тем более невозможно передать в полной мере экранно-сценическими средствами авторский голос, интонации, косвенные оценки. Но в качестве иллюстрации, своеобразной дополнительной интерпретации прозы отечественные кинофильмы по большинству произведений русской литературы XIX века могут быть полезны и рекомендованы для просмотра. В последние годы фонд экранизаций классики активно прирастает за счет весьма добротных сериалов. По прозе XX века таких экранизаций меньше. В качестве удачных, хрестоматийных постановок можно назвать экранизации произведений М. А. Шолохова: «Тихий Дон» С. Герасимова, «Судьба человека» С. Бондарчука. Интересны экранизации прозы М. А. Булгакова и некоторые другие.
Киноверсии постановок пьес русских драматургов — почти такой же равноценный художественный материал, как и театральные спектакли. Но воссоздать специфический театральный аромат, атмосферу живого сценического действия они все же не в силах. Авторы фильмов по мотивам пьес, вроде талантливого и своеобразного «Жестокого романса» Э. Рязанова, в меньшей степени стремятся передать незамутненную собственными художественными поисками суть и атмосферу драматургического первоисточника.
Ряд серий учебных пособий, где автономно пересказываются сюжетные истории отдельных героев русской литературной классики, как и краткие пересказы произведений могут быть полезны на стадии закрепления, повторения, систематизации прочитанного и изученного по художественным, критическим и учебным первоисточникам.
Сборники методически не обработанных текстов сочинений, даже при наличии в них отдельных приемлемых работ, не следует использовать для самоподготовки. Потерянное время и вред от знакомства с устаревшими, заведомо ложными, неграмотными концепциями перевесят ту минимальную пользу, которую может принести подготовленному учащемуся знакомство с отдельными текстами.

Экспресс-подготовка
Экспресс-подготовка нацелена на достижение конкретного результата (максимально высокой оценки на экзамене) и должна базироваться на фундаментальных знаниях, стратегической подготовленности. Только они гарантия от случайностей и неожиданностей, только они позволяют уверенно встретить любые возможные изменения тематики, структуры, организации экзамена.
У каждого учителя накоплен банк в несколько сотен тем. Ежегодно происходят изменения формулировок. Но все же вероятность полного или частичного повторения тем очень велика! После знакомства с комплектами возможных тем для приближающегося экзамена вы можете сделать следующее.
1.  Определить для себя приоритетных авторов и конкретные художественные произведения, которые вы знаете лучше всего. Анализ тем показывает, что для почти полного охвата всех комплектов требуется знать глубоко и в полном объеме творчество 5—6 фундаментальных классиков русской литературы. Очень велика вероятность того, что хотя бы одна из тем по избранным авторам будет в каждом комплекте.
2.  Остановиться на типе тем, который вы разрабатываете наиболее удачно. Это может быть, например, сопоставление, анализ лирического стихотворения или произведения малой жанровой формы. Сразу же количество тем, которые нужно будет готовить целенаправленно к экзамену, значительно сократится.

Порядок распределения времени при 4-часовой работе над сочинением
Всего — 240 минут.
На обдумывание и выбор темы — 10 минут.
Работа над планом и черновиком — 120 минут.
Переписывание и доработка — 60 минут.
Проверка — 50 минут.
Черновик сдается, но не проверяется. В случае сомнений, возникающих при чтении чистовика, по черновику может быть проведено уточнение.
Объем сочинения — примерно 6—8 тетрадных страниц в линейку.





загрузка...
загрузка...