Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Общая последовательность разработки, оформления, проверки сочинения в ходе экзамена

Выбор темы и подбор художественного и литературно-критического материала

Выбор темы обусловлен материалом, который необходимо осмыслить и проанализировать, и проблемой, которую формулировка темы предлагает разрешить.
Формулировка темы может содержать прямое и однозначное указание на художественное произведение (произведения), материал, на основании которого она должна разрабатываться: «Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание», «Стихотворение А. С. Пушкина «Мадонна» (Восприятие, истолкование, оценка)», «Чичиков на балу у губернатора (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)».
Главный критерий, согласно которому следует избирать тему в этом, как и в большинстве других случаев, — знакомство с материалом. Преимущество должно быть, безусловно, отдано той теме, литературно-художественный материал которой вы знаете лучше.
Темы, предполагающие самостоятельный поиск литературного материала, могут позволить выбирать в пределах более или менее широкого круга произведений. Формулировки типа: «Тема народа в прозе (творчестве) Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Революцией мобилизованный и призванный...» (По творчеству В. В. Маяковского)» ориентирует на прозу, поэзию, драматургию, все творчество одного- двух писателей. И здесь важно оценить свои знания по той проблеме, которую нужно решать, а для этого уяснить ее суть.
Еще более привлекательными кажутся темы, позволяющие свободно выбирать художественный материал для своего раскрытия: «Роль внутреннего монолога в создании характера героя (По одному из произведений русской литературы XIX века)», «Смысл финала драматического произведения (На примере одной из пьес русской литературы XX века)», «Тема семьи в одном из произведений русской литературы». Но в этой кажущейся всеохватности формулировок таится немало опасностей! Связаны они с необходимостью верно понять тему и правильно, не произвольно или случайно, подобрать материал для обоснования именно тех аспектов, на которые нацеливает формулировка. Например, раскрывая тему «Смысл финала драматического произведения...», один из учащихся на экзамене использовал эпическое прозаическое произведение, хотя и драматичное с точки зрения воплощенных в нем жизненных противоречий, конфликта. Неверно была понята разница в смысле понятий «драматическое произведение» (относящееся к драматургическому роду) и «драматичное произведение» (воплощающее сложный, тяжелый для героев конфликт, противоречие), а уточнение — «пьеса» — как-то потерялось, не привлекло внимания.
►  Не обращайтесь к разработке темы, даже если хорошо знакомы с материалом, если проблема вам кажется неясной, сформулирована непонятно, значение отдельных слов или смысл их сочетания вам неизвестны.
►  Тщательно обдумайте каждое слово, составляющее формулировку темы.
►  Преобразуйте формулировку темы в вопрос и попытайтесь дать на него ответ.
Последний совет, в сущности, реализован в заданиях третьей части ЕГЭ по литературе. Здесь в вопросительной форме приводятся обычно стандартные темы сочинений: «Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?», «В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)», «Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)». Это демонстрационный вариант 2014 года.
В случае, когда требуется самостоятельный подбор художественного материала, отнеситесь к этому со всей серьезностью.
Правильное понимание ключевых слов тем «Революцией мобилизованный и призванный...» или «Тема народа в творчестве Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина» не представляет особых затруднений. Цель сочинения должна быть связана с раскрытием этих понятий. Подбирайте соответствующий материал. Поэма «Мертвые души», «Тарас Бульба» Гоголя, сказки и «История одного города» Салтыкова-Щедрина вполне подойдут, а вот в опоре на «Ревизора» и роман «Господа Головлевы» тему народа раскрыть невозможно. Все творчество Маяковского пронизано революционным пафосом, однако писать об этом, используя главным образом интимно-личностные произведения (стихотворения, поэмы «Про это», «Люблю»), представляется затруднительным.

Работа с текстами во время экзамена.
Правила цитирования
Работать с художественным текстом на экзаменационном сочинении тоже нужно уметь. Не рассчитывайте прочитать текст непосредственно в ходе экзаменационного сочинения. Даже если перед вами лирическое стихотворение, но неизвестное, не осмысленное ранее, о котором вы не говорили на уроках, не знакомились с аналитическим прочтением, вам очень трудно будет дать полный и квалифицированный разбор произведения. Тем более это касается произведений эпического жанра. Небольшой рассказ Чехова, Бунина или Шукшина вы тоже можете успеть прочитать, но рассмотреть его, как требуется, в контексте развития авторских идей, воззрений, художественных поисков, скорее всего, будет трудно.
Текст может быть по-настоящему полезен лишь при условии, что вы его в общем неплохо помните. Еще эффективнее будет работа, если вы ранее разбирались в его художественных особенностях, представляете, с какими эпизодами, главами, сюжетными поворотами, персонажами связаны интересующие вас с точки зрения раскрываемой темы положения.
В этом случае ваша главная цель — подобрать цитаты, примеры, просто указать на то, что основанием ваших утверждений, положений сочинения является конкретный эпизод, поступок, текстовая особенность, использованные автором определения, тропы, оценки и т. п.
Не стремитесь цитировать текст часто и выписывать слишком большие цитаты. Это почти никогда не бывает целесообразным. Указания на эпизод, ситуацию, мысль, изредка с краткой текстовой иллюстрацией обычно вполне достаточно.
Будьте очень внимательны при переписывании цитат из текстов художественных произведений. Пунктуация в них достаточно часто усложнена, встречаются авторские знаки препинания, нестандартная орфография (используется, например, для передачи речевых особенностей героев). Проще и правильнее всего переписать текст абсолютно точно. Иной путь, использование которого возможно лишь при цитировании по памяти, — строгое следование общепринятым нормам правописания и словоупотребления с цитатными вкраплениями. Последнее тоже не будет считаться ошибкой, если художественный текст во время экзамена вам не был доступен.

Особенности цитирования поэтических текстов
обусловливаются тем, как в книге стихотворный отрывок разбит на строфы, нет ли индивидуальной авторской графики при оформлении поэтических строк (пример — лесенка Маяковского и некоторых других поэтов). Обратите внимание, что далеко не все поэты XX века следуют принятому в прежние времена правилу, согласно которому каждый новый стих (поэтическая строка) начинается с прописной буквы.
При цитировании поэтического теста «в столбик» он в кавычки не заключается. Если цитируете «в строчку», используйте обычные правила оформления прямой речи.
Точности требует и указание названий поэтических произведений по первой строчке — это должна быть заключенная в кавычки, начатая с прописной буквы полная первая строка. В ее конце ставится многоточие, вне зависимости от того, есть ли какой-либо знак препинания в конце первой строки в полном тексте произведения:
«Памятник» А. С. Пушкина — неправильно;
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — правильно;
«Я вас любил...» — неправильно;
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» — правильно.
Иногда задачи сочинения диктуют автору необходимость привести цитату из дополнительного художественного произведения, литературно-критической статьи. Если вы помните цитату точно, то приведите ее в кавычках, но не забудьте в скобках после цитаты указать автора и название цитируемого произведения. Чаще всего «дополнительный» текст цитируется в виде косвенной речи, в формах вроде: как считал (писал, говорил) В. Г. Белинский; И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждал, что...; по мнению И. А. Гончарова, герой Грибоедова... и т. п. В этом случае цитата приводится в кавычках, но со строчной буквы. Пропуск какой-то части в цитируемом тексте заменяется многоточием. Проще всего привести чью-либо мысль, точку зрения в изложении. В этом случае действуют общие правила правописания. Главная цель — избежать фактической ошибки, что может быть связано с неточным, неправильным, искаженным пониманием излагаемых утверждений.

Словари и справочники на экзамене
Обратимся к основным типам словарей, которыми можно и нужно воспользоваться в ходе экзамена.
Например, в сочинении по творчеству А. П. Чехова «Его врагом была пошлость» не всегда правильно понимается значение слова «пошлость». В этом случае следует воспользоваться толковым словарем. И в дальнейшем трактовать «пошлость» не как синоним вульгарности, а как рутинность жизни, равнодушие, безразличие, серость. Любое сомнение в правильности понимания терминов, понятий, определений следует прояснить, обратившись к толкованию их значения в словаре.
Словарь синонимов или возможности интернет-тезауруса (сделаем уступку нашему, в целом отрицательному отношению к применению интернет-ресурсов на экзамене) могут быть использованы в том случае, если при проверке сочинения вы обнаружите, что слишком часто употребляете одно и то же слово, а иногда это бывает даже в пределах одного предложения, что вообще редко может быть оправдано.
Орфографический словарь поможет вам не только в случае затруднений в правописании слов. Многие из таких школьных словарей включают разделы, дающие наиболее важные синтаксические правила, которыми вполне можно воспользоваться, чтобы избежать ошибок в пунктуации.
Содержательные, композиционные и стилистические аспекты сочинения
Лучшие литературно-художественные произведения отличаются единством содержания, жанрово-композиционных особенностей и стилистико-языковых средств, использованных для их воплощения. К этому же следует стремиться и авторам сочинений.

Вступление
►  Всегда требуется перечислить задачи работы, дать оценку темы, объяснить, как вы ее понимаете.
►  Здесь могут быть предварительно сформулированы важнейшие мысли, идеи сочинения.
►  Указывается и обосновывается материал, на котором будет раскрываться тема, если этого требует ее формулировка.
►  Почти всегда во вступлении уместно обращение к более общим вопросам: истории создания произведения, биографии писателя, оценке его творческого наследия, места в нем произведения.
►  Можно разъяснить смысл теоретических понятий, использованных в формулировке темы.
Основная часть
►  Важнейшее внимание уделяется тексту художественного произведения. Все прочие элементы основной части должны быть так или иначе связаны с наблюдениями над текстом, обоснованы ими, направлены на углубление понимания произведения.
►  Историко-литературный контекст, привлечение знаний о творчестве писателя в целом, указание на связи рассматриваемого текста с произведениями и художественными особенностями иных авторов, литературных направлений и групп — это может быть необходимо во многих случаях.
►  Самодостаточных теоретико-литературных наблюдений предлагаемые на экзаменах темы обычно не требуют. Поэтому теоретико-литературные понятия должны органично использоваться в ходе практической работы с произведением.
►  Думайте о необходимости композиционной стройности, стремитесь к логичности изложения и полноте охвата материала. Стройность достигается соразмерностью, очевидными и необходимыми связями между частями сочинения. Логичность означает внутреннюю непротиворечивость положений, обоснованность переходов от одной мысли к другой. Полнота охвата предполагает, что затронуты все необходимые аспекты темы, указаны достаточные для ее обоснования качества героя, особенности формы произведения.
►  Недопустимы неумеренный пафос, назойливое выпячивание собственной точки зрения, утверждение в качестве собственного мнения вполне очевидных, общепринятых идей, мыслей, положений (Я считаю, что Пушкин с симпатией относится к Татьяне Лариной и т. п.).
►  В то же время сочинение — это творческая, а не научная работа. Излишне сухая, вовсе без эмоций речь не только неинтересна, но даже может противоречить теме, например, когда таким образом пишется сочинение о любимом лирическом стихотворении, рассказе, писателе.
►  Стремитесь к убедительности вашей работы. Старайтесь использовать в ней разные типы речи: описание — перечисление наиболее важных сторон предмета или явления, повествование — рассказ о событиях, рассуждение — проведение определенной мысли, подготовка вывода через сопоставление предметов, понятий, явлений, идей.
Заключение
Обобщаются высказанные идеи, сделанные наблюдения, подводятся итоги, делается вывод о справедливости, доказанности высказанного во вступлении положения, мысли.
Эпиграф не обязателен. Если используется, то главное, чтобы он соответствовал теме.
Задача эпиграфа подчеркнуть, сделать более весомой мысль, которую необходимо обосновывать в сочинении, создать необходимый эмоциональный фон для его восприятия.
Необходимо соблюдать хронологический принцип при употреблении в качестве эпиграфов слов известных исторических лиц. Лучше, когда в качестве эпиграфа используются слова современника писателя или человека, жившего раньше, чем тот, о котором вы пишете сочинение. Высказывания наших современников в качестве эпиграфа к сочинениям о классиках обычно нежелательны.





загрузка...