загрузка...

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

11 класс

 

Сочинения по зарубежной литературе

 

ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА В ПОЭЗИИ РИЛЬКЕ

Имя Р. М. Рильке — одного из величайших лириков XX века — стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве этих поэтов нашла отражение знаменательная, грозовая эпоха конца XIX — начала XX века. Переживание исторического перелома делает необходимым обращение поэта к осмыслению первоначал бытия, к философскому постижению мира.

В сборнике «Часослов» Р. М. Рильке напряженно размышляет над природой высшей духовной силы мира — Бога. Герой «Часослова», монах и паломник, находится в непрерывном общении с Богом, все время беседует с ним, обращается к нему с вопросами. Прежде всего поражает набор эпитетов, какими Р. М. Рильке наделяет своего Бога. Бог у него «тишайший», «глубочайший», «молчаливый», «боязливый», «сумеречный». В этих эпитетах нет ничего, что свидетельствовало бы о величии, блеске или великолепии Бога. Правда, в одном стихотворении поэт восклицает: « Боже, ты велик », — но тут же поправляется: « Но тытактемен...» «Темный» —вот основная характеристика Бога в « Часослове ». В отличие от общепринятого сочетания понятий: Бог, свет, с одной стороны, и дьявол, мрак — с другой, у Р. М. Рильке Бог всегда сочетается с темнотой. Только смиренному предстает Бог — темный, тихий и тоже смиренный. Бог подобен одинокому молчаливому соседу. В одном из стихотворений « Часослова » Р. М. Рильке пользуется древней мифологической символикой, сравнивая мир с деревом, при этом Бог — переплетение корней этого дерева, уходящих в ночную тьму. Иначе говоря, Бог «Часослова» — это глубинное творческое начало, заложенное в основе всякой жизни.

В поэзии Р. М. Рильке предметом философского осмысления становится мир вещей. «Я так люблю слушать, как поют вещи», — пишет он в одном из стихотворений. Вещи отрешенны, невозмутимы, полны тихого достоинства. Настоящий поэт должен, по Р. М. Рильке, подражать вещам, создавая стихотворения — вещи. В сборнике «Новые стихотворения» в этом жанре написаны «ранний Аполлон», «Лебедь», «Газель», «Единорог», стихи о Шартрском соборе. Они отличаются пластичностью, яркостью словесных образов, передающих осязаемость и зримость предметов реального мира.

Но что же такое в этом мире человек? Эту философскую проблему Р. М. Рильке решает в сборнике «Дуинезские элегии». Человек одинок, бесконечно одинок. Даже звери чувствуют, что человеку не так уж уютно в созданном им « мире значений и знаков ». А что осталось от мира вещей?

 

— Нам остается, быть может,

Дерево там, над обрывом, которое мы ежедневно

Видели бы; остается дорога вчерашнего дня

Да прихотливая верность упрямой привычки,

Которая к нам привязалась и бросать не хочет.

 

Итак, вещи бренны и недолговечны. И задача поэта состоит в том, чтобы спасти вещи от гибели, одухотворив, сделав их невидимыми. В программном стихотворении «Поворот» об этом говорится так:

 

Зрение свой мир сотворило,

Сердце пускай творит

Из картин, заключенных в тебе.

 

Итак, Р. М. Рильке в своих стихах создал своеобразную философию. Бог, человек, мир явлений — все это поэтом осмыслено и пережито. Присущая Р. М. Рильке духовная широта, глубина мысли и непосредственность чувства ставят его в число наследников великих гуманистических традиций европейской литературы прошлого.

 





загрузка...
загрузка...