загрузка...

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

11 класс

 

Сочинения по зарубежной литературе

 

СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ О РОМАНЕ Э. ХЕМИНГУЭЯ «ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!»

Американский писатель Э. Хемингуэй воспел человеческое мужество, благородство в поединке с судьбой. Его роман «Прощай, оружие!» — одно из самых интересных произведений в литературе «потерянного поколения».

Война и любовь, жизнь и смерть — все органично переплелось в этой книге. Интересной особенностью романа является то, что война здесь показана не сама по себе, а только через восприятие главного героя и тех, с кем ему приходится встречаться: итальянских солдат, полкового священника, врача из госпиталя. Но все участники трагедии испытываются автором в восприятии войны. Все, кто, по мысли автора, являются достойными людьми, относятся к войне негативно.

Вернувшись после войны в свою часть, Генри понимает, что война калечит людей не только физически, но и духовно, и причем наилучших: прекрасный хирург, деликатный человек и умница Ринальди утрачивает любовь к жизни, и уже около него «только мрак и пустота, и больше ничего нет».

Увидев все ужасы войны, Генри решает установить «сепаратный мир», он дезертирует. До этого он был один в чужой стране, в чужой армии, на чужой войне. И когда исчезает то единственное, что связывает его с войной, — добрая воля, он остается один посреди враждебного мира. Характерно, что писатель не говорит об одиночестве героя прямо, но создает такую атмосферу, которая заставляет это одиночество ощутить.

Когда Генри рассказывает о своем дезертирстве, побеге и спасении от полевой жандармерии, автор на двух страницах заставляет его каждое предложение начинать с местоимения «я»: «я поглядел», «я ощутил», «я спрятал» и т. д. Только уцепившись за колоду, которая плыла по реке, он ощутил какую-то поддержку. Теперь уже «я» сменяется успокаивающим «мы»: «мы обминули островок», «мы медленно кружили на месте» и т. д. Но выйдя на берег, находясь среди людей, герой опять страшно одинок. И опять, еще на шести страницах, каждое предложение начинается этим неуютным, открытым всем ветрам «я». И в конце концов становится понятным, что, пережив тоску одиночества, тревогу и отчаяние, человек отрекается от каких-либо обязательств перед миром, обрывает все связи, все отношения с ним.

Даже « гнев смыла река вместе с чувством долга». Только любовь — как островок верности, доброты, человечности, как теплый оазис среди холодной пустыни — остается для героев. Влюбленные не ссорятся не только потому, что они так близки духовно. Может быть, единственное, что их объединяет, — это чистота и искренность, такие непривычные в этом насквозь лживом мире. «Потому, — говорит Кэтрин, — что мы с тобой только вдвоем против всех на свете. Если что-то встанет между нами, — мы погибли, они нас схватят». Кэтрин и Генри прячутся от всего мира в горах Швейцарии.

Но война не оставляет их и там. Ведь Э. Хемингуэй понимает войну расширительно. Для него война — не следствие какого-то общественного уклада, а закономерное проявление враждебности мира к человеку. Уже в мирное время разыгрывается трагедия героев. То единственное, что было для них опорой в мире, — любовь — убивает Кэтрин. И больше для Генри нет ничего. И все, что было, — было напрасно... Человек снова одинок...

Лаконизм и необычная простота повествования, выразительность описаний итальянской и швейцарской природы, насыщенный событиями сюжет, — все это делает роман «Прощай, оружие!» одним из лучших произведений американской литературы.

 





загрузка...