Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.1.  Исторические,  философско-научные  условия  развития зарубежной литературы
История  развития  зарубежной  литературы XVII в.  неразрывно  связана с теми политическими, социально-экономическими  преобразованиями,  что  происходили  во  всех  странах  Европы  в  данный период времени.
Во-первых, зарождается буржуазное общество, развиваются первые  капиталистические  отношения,  пробуждается  национальное чувство у разных народов. К примеру, в Нидерландах, выражение национально-патриотического чувства и начавшиеся общественные движения  против  испанского  засилья  приводят  к  образованию  самостоятельного  государства,  буржуазного  по  характеру.  Буржуазная  революция 1640-х  гг.  в  Англии  положила  конец  феодальному строю и в скором времени стала страной первоначального накопления капитала.  Другие  страны  Западной  Европы (Италия,  Испания,  Германия) несколько  отставали  в  своем  экономическо-политическом  плане. Там все еще сохранялись былые феодальные порядки.
Во-вторых, XVII век в Европе по праву называют эпохой абсолютизма. Абсолютизм имел различные формы в разных государствах. В Англии абсолютизм привел к открытому выступлению против  буржуазии,  итогом  которой  явилась  революция.  Во  Франции королевская власть, наоборот, достигает наивысшего своего развития  и  способствует  централизации  страны.  В  Испании,  в  которой раньше начались данные процессы, власть короля не сыграла столь сильной политической роли, оставив за феодальной знатью многие привилегии. В Германии как такового единовластия не существовало, страна дробилась на более 300 небольших герцогств; то же происходило и в Италии – там сохранялись формы независимых торговых республик.
В-третьих, в это время зарождается иное мироощущение человека, основанное на новых научных достижениях. По сути, научные достижения века можно сравнить с той же политической революцией, но гораздо сильной в своем выражении. На смену возрожденческим идейно-духовным взглядам человека приходят научное познание, научная система, основанная на опыте. Человек стремится познать мир через реалистические методы и приемы, он более не верит, лучше – не доверяет устремлениям духовного плана. Поэтому по праву можно назвать XVII век – веком накопления знаний о мире, о самой человеческой личности.
В-четвертых,  на  сознание  человека  данной  эпохи  по-своему влияла  церковь. Происходили различные реформы внутри церкви, появлялись новые религиозные доктрины, которые также приводили к образованию новых социально-политических движений.
Научное и религиозное познания человека 17-го столетия породили противоборство в разуме человека, прежде всего в представлениях о материалистическом и идеалистическом восприятии мира. Главную  роль  в  этом  сыграли  новые  пространственно-временные представления в науке.  Начиная с Коперника – польского священника – мир узнал о гелиоцентрической  системе  мира.  Затем  последовала  эллиптическая картина мира Кеплера, горячо поддержанная открытиями Галилея. Эллипсы Кеплера отвергли эстетический уклон астрономии со времен Пифагора. 
Уходит  в  прошлое  точка  зрения  античной  мысли,  когда  земля воспринималась как круг – символ совершенной фигуры, а небесные тела считались совершенными телами – божествами. Так считали даже Платон с Аристотелем. Соответственно подразумевалось, что «совершенное тело должно двигаться по совершенной фигуре» (Бертран Рассел). Данные представления античности о мироздании окончательно опровергла механистическая картина мира Ньютона.
Физика Ньютона отвергла понятие анимизма. Ученый предполагал вмешательство  божественной  силы  в  первоначальном  движении космоса, который после подобного толчка стал развиваться и двигаться самостоятельно. Подобные научные исследования диктовали и иное рассмотрение места человека в мироздании. 
Новые космические размеры пространства обозначили иные, чем в древности, физические параметры земли и человека. Земля приняла форму с булавочную головку, по сравнению с которой человек совершенно потерялся, что по сути обозначало отрицание личности вообще. 
В результате научных достижений Нового времени свое развитие  получили  два  взгляда,  прямо  пропорциональных  друг  другу:
а) торжество науки возродило человеческую гордость; б) еще более обозначило различие религиозного и научного начал, что сформировало особый тип человека данной эпохи – человека смятенного, дуалистичного.
Другие  философские  учения  данного  века – учения  Ф.  Бэкона, Декарта,  Гассенди,  Спинозы,  Лейбница  подтвердили  научное  торжество  человека.  Человек  посредством  науки  стремился  овладеть силами природы, полагаясь на свой опыт, основанный на знаниях, а не  тщетными  упованиями  к  несуществующему  богу.  Однако  этот век еще не был таким категоричным, каковым будет последующий век совершенного прагматизма, практицизма. В этом столетии человек еще только учился познать исключительные стороны природы,  еще  не  было  достаточно  накоплено  знаний,  чтобы  отдельной личности быть самому богом – творцом мира.





загрузка...
загрузка...