загрузка...

Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

2.3. Социально-политические комедии – комедии «плаща  и шпаги»
Социально-политическими пьесами называются те произведения драматурга, в которых Лопе де Вега отображает наиболее типичные черты, стороны человеческой жизни. В основном это личные и семейные  конфликты,  которые,  вырастая,  оказываются  проблемой целого общества и даже государства.  В  пьесах  данного  плана  прежде  всего  выступают  персонажи среднего  и  низшего  сословия,  что  подчеркивает  демократическую направленность  творчества  Лопе  де  Веги.  Это  такие  пьесы,  как «Звезда Севильи», «Собака на сене», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы» и другие.  Данные  пьесы  можно  определить  как  комедии «жизни»  или «зеркало  жизни».  Так  как  изображенная  в  них  жизнь  достаточно правдиво передает нравы современного драматургу общества, охватывая в художественном диапазоне не только все слои социума, но и правдиво воссоздавая черты отдельных представителей общества.  Драматическую  коллизию  данных  пьес  драматург  строит  на конфликте этической природы абсолютизма с принципами человеческой морали, высокой нравственности. Художник показывает, как устои абсолютизма неминуемо ведут к нарушению общепринятых вековых  норм  морального  поведения  людей.  Лопе  де  Вега  представляет, как власть в лице самого короля, дворян преступает нравственные нормы, придерживаясь принципа вседозволенности.
Ведущим художественным приемом в пьесах является прием интриги,  который  главенствует  над  изображением  характеров  самих героев. Пьесы близки к героическим пьесам по заявленным проблемам. В произведениях не найдем такого понятия, как «развитие действия». Здесь действуют герои-маски, типы, образы даются не в развитии, а в «готовом виде». Однако от этого не страдает сама фабула изображаемого действия. В пьесах находим неожиданные повороты в сюжетной линии, содержание наполнено неожиданностями, неиссякаемым авторским оптимизмом и верой в разум человека. 
Действие  пьес  Лопе  де  Веги  наполнено  смехом,  безудержным восторгом человека перед различными проявлениями жизни. Образы,  созданные  драматургом,  лишены  определенного  социального статуса – перед нами просто человек, обыкновенный человек.  В  пьесах  данного  плана  Лопе  де  Вега  часто  сталкивает  совершенно намерено понятия о настоящей морали и кажущейся, скрывающейся  под  ней  маски  обманчивости.  Драматург  представляет разные типы поведения людей, создает различные психологические позиции. Автор словно стремится подчеркнуть,  напомнить человеку  о  его  происхождении  не  для  того,  чтобы  показать  социальное неравенство,  а  выявить  исключительно  порядочного  человека,  который наделен воспитанием, умом, образованием и знает, как вести себя с миром, социумом, чтобы ненароком или намерено не оскорбить  другого  человека,  даже  если  он  является  человеком  низшего сословия. 
К  историко-политическим  проблемам  добавляются  проблемы частного характера, отдельные вопросы о чести, достоинстве каждого человека независимо от его происхождения. Так, к примеру, в «Звезде  Севильи»  драматург  сталкивает  идейно-психологические проблемы  с  социально-политическими.  Перед  зрителем  раскрывается испанская история времен правления Санчо IV. Этот кастильский король не только  преступил законы государственные,  но попрал законы и нравственные.  Деспотизм  короля,  вседозволенность  приводят  к  трагической драме, в центре которой Эстрелья, красивое, прекрасное создание, совершенно  беззащитное.  Все  действие  наполнено  динамичной  и запутанной интригой. Каждый старается придерживаться норм морали и вести себя подобающе. Вопросы чести, достоинства, долга, отмщение попранной чести становятся главными вопросами данных произведений.  Оттого  произведения  трагичны,  комедийны,  сатиричны одновременно.
Художественная идея автора в данных пьесах заключается в том, чтобы  показать  несоответствие  сана,  высокого  сословного  происхождения человека понятиям высокой морали и подчеркнуть величие духа обыкновенного честного человека, представителя низшего сословия. 





загрузка...
загрузка...