Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

2.4. Бытовые комедии
В бытовых комедиях Лопе де Вега наиболее близок к средневековым  фарсам,  площадному  театру.  Автор  строит  действенную коллизию комедий на гротеске, комизме положений, сатирическом изображении  человека.  Носителем  комедийного  начала  является слуга. Однако образ этот несколько сложнее, чем кажется. Так как в большей степени не столько сам слуга оказывается зачастую в нелепых  ситуациях, а  сколько  окружающие (и  зрители  в  том  числе) попадают в подобные сцены. Получается, что не окружающие героя люди (и  соответственно  зритель)  смеются  над  ним,  сколько  он – слуга иронизирует над всеми. В этом заключается сложность создания  художественного  образа  в  творчестве  Лопе  де  Веги.  Данного героя находим в комедиях «Лучший алькальд – король», «Разумный в своем доме», «Перибаньес и командор Оканьи» и в других пьесах.
Огромному  впечатлению  от  содержательного  плана,  которое производят  пьесы  Лопе  де  Веги,  способствует  прекрасная  форма: стройность  композиции,  мастерское  ведение  интриги,  развертывающийся  в  нарастающем  темпе  гибкий,  эмоционально  насыщенный, играющий всеми красками язык – сплав народной речи, мудрости и поэзии. Часто живой диалог в пьесах перемежается с лирическими дуэтами, сольными партиями героев, данных как готовые сонеты,  а  также  драматическая  игра  зачастую  прерывается  народными романсами и песнями. Драматургу удалось реалистично отобразить жизнь со всеми ее перипетиями  и  дать  такие  образы  людей,  какие  существуют  в  реальной действительности.  В  создании  образов  со  всей  очевидностью  проступают  основы ренессансной  литературы:  Лопе  де  Вега  любит  человека,  обыкновенного человека, внесословного, наделенного разумом, чувствами, верой в несокрушимость собственных помыслов и деяний. Оттого пьесы драматурга наполнены неиссякаемым оптимизмом, жизнеутверждением, весельем и своеобразным озорством. При этом необходимо  помнить, что  четкой  тематической  градации  пьес  Лопе  де Веги не существует. Яркий тому пример пьеса «Фуэнте Овехуна», которая в свою очередь не придерживается единства действия. 
Заявленное одно действие в начале пьесы по мере развития сюжета  переплетается  с  другим  действием;  происходит  постоянная смена  места  действия,  времени.  Действие  переходит  с  сельской площади  в  окрестности  деревни,  в  палаты  королевских  особ,  дни сменяются  ночью,  зорька  перемежается  с  вечерним  закатом  и  так сменяется сцена новой сценой, что, в сущности, призвано было показать жизнь, бьющую ключом, наполненною превратностями, неожиданными  перипетиями  судьбы,  многими  препятствиями  и  их преодолением человеком, энергичным, деятельным, неунывающим, находящим любой достойный выход из сложившейся трудной ситуации.  Именно такого героя создал Лопе де Вега. В обрисовке героя автор последователен. Герои его пьес или отрицательные, или положительные по человеческим качествам. В принятии жизни, в видении в ней места человека герои резко противопоставлены друг другу.  В пьесе, с одной стороны, находятся командор Фернандо Гомес, тиран названного селения со своими воинами, слугами; с другой – представлены крестьяне деревни во главе с героями Лауреньсей и Фрондосо.  В  подобном  противопоставлении  героев  проступают черты будущего классицизма. Однако отличие художественной манеры  Лопе  де  Веги  в  том,  что  драматург  создает  типы  развивающихся героев, а это уже наследие ренессансных традиций.
Драматургу удалось с художественной точки зрения верно (реалистично, исторично, национально, как сам требовал этого художник) создать такой сюжет в пьесе, который выявляет, прежде всего, личностное начало отдельного человека на фоне образа всего общества.  Драматургом  необычайно  ярко  написаны  отдельные  герои  и единый образ всего народа. Лопе де Вега с достаточной долей реалистичности показывает переход от стихийности человеческих поступков  к  осмысленным,  по-настоящему  осознаваемым  в  тот  момент, когда переплетаются личные интересы с национальными, государственными  проблемами.  Драматург  раскрывает  именно  тот момент, когда зарождается самосознание человека.





загрузка...
загрузка...